Первый вертолет: кто придумал этот сложнейший транспорт?
Вертолет – это летательный аппарат, который обладает способностью совершать взлет и посадку по вертикали, зависать в воздухе и перемещаться в любом направлении. Сегодня эти воздушные судна производятся в разных формах и размерах. Вертолеты используются в авиации, военной индустрии, медицинской помощи и других сферах. Они могут быть однороторными или двухроторными, а также иметь различные типы лопастей и системы управления. Но кто изобрел вертолет первым и как именно эта машина научилась летать?
Первый вертолет в мире: как он выглядел и кто его изобрел
Мечта о полете преследовала человека с доисторических времен. И если Homo Sapiens мог совладать с огнем или водой, то научиться парить в небе, как птица, ему все же не удавалось. История вертолета началась именно с попытки подражать тем, кому природа уже подарила крылья. Так, около 400 года до новой эры философ и математик Архит Тарентский создал модель деревянного голубя. Эта конструкция летала с помощью тросов, к которым было присоединено «туловище» птицы. Конечно, мыслителя нельзя назвать тем, кто изобрел вертолет первым, но его попытки поднять человека в воздух в скором времени превратились в настоящую гонку.
Тяга к небу не обошла стороной и Древний Китай: поначалу с помощью летающих фонариков полководцы вселяли ужас в противников, а вскоре – и надежду на полет. В 559 году был создан воздушный змей, который не раз катал на себе китайских императоров, и идеи о полете наконец попали на Ближний Восток и в Среднюю Азию. В 875 году арабский изобретатель Аббас ибн Фирнас натянул на деревянный «скелет» шелковую ткань и спрыгнул с небольшого холма, пролетев над землей около десяти минут. Позже он решил добавить конструкции «хвост» – тем самым изобретя современный дельтаплан. Но в каком году изобрели вертолет, который сегодня летает над нашими головами?
Первые попытки создания вертолета, похожего на привычный нам летательный аппарат, были сделаны в XV веке итальянским художником и изобретателем Леонардо да Винчи. Он создал несколько проектов устройств, включая воздушное судно, которое могло подниматься в воздух при помощи вращающихся лопастей. В центре конструкции был установлен стержень, к которому крепился «парус» из льняной ткани. Воздух проходил по спирали через лопасти, как струя воды в гребном винте, и поднимал «корабль» вверх. Радиус деталей доходил до пяти метров, а сам аппарат выдерживал четырех пассажиров.
Действительно ли он поднимал такой «груз» на самом деле – сегодня неизвестно. Благодаря сохранившимся чертежам можно увидеть, что изобретатель вертолета использовал только веревки и проволоку, чтобы соединить элементы судна между собой. Для пассажирского вертолета судно было крайне непрочным. Более уверенный механизм был продемонстрирован только в XIX веке Гюставом д’Амекуром. Его «аэронэф» имел винтовые лопасти – они приводились в действие с помощью парового двигателя.
Как ни странно, именно тот, кто изобрел вертолет в России, может считаться первым создателем прообраза этого современного аппарата. Лопасти обычно располагались по бокам устройства – это поддерживало судно «на ветру». В то же время несущий винт (тот, что размещается на «макушке» вертолета) был впервые установлен Борисом Николаевичем Юрьевым только в 1911 году. К сожалению, из-за недостатка средств идея изобретателя так и не воплотилась в жизнь, на долгие годы оставшись лишь макетом.
Зато первым вертолетом СССР, который был построен по одновинтовой системе Юрьева, стало экспериментальное устройство ЦАГИ 1-ЭА Алексея Михайловича Черемухина. Помимо «главного» винта на крыше изобретатель разместил также четыре лопасти на носу и хвосте, чтобы вертолет не отклонялся в разные стороны. Полет состоялся в 1930 году – модель поставила неофициальный мировой рекорд, поднявшись в воздух на высоту 650 метров. Это в 34 раза больше результатов итальянского вертолета Асканио, который в 1928 году оторвался от земли всего на 18 метров.
Как выглядела первая действующая модель вертолета
Первый работающий вертолет был изобретен немецким инженером Генрихом Фокке. На тот момент немецкая авиация остро нуждалась в новых летательных аппаратах, в том числе самолетах, и технологический прорыв произошел буквально за одно десятилетие. Генрих Фокке был влюблен в небо с самого юношества, поэтому неудивительно, что именно он стал тем, кто придумал вертолет. Уже в 20 лет он совместно с Георгом Вульфом тайно создавали «летающую машину» в подвале, чтобы позже наконец позволить себе настоящую мастерскую.
На свет явились несколько моделей самолетов, но настоящий триумф случился в середине 30-ых годов XX века. Настоящий, похожий на современный вертолет изобрели в 1936 году: 26 июня немцы впервые увидели Focke-Wulf Fw 61. Аппарат был оснащен двумя роторами, которые вращались в противоположных направлениях. Располагались они по бокам фюзеляжа и помогали достигать скорости до 112 км/ч. Взлетал такой вертолет на высоту около 2,6 километров и мог улетать на 200 километров в даль.
Самый знаменательный и, безусловно, красивый полет прошел с участием Ханны Райч в 1938 году, после чего вертолеты перешли в «авиационный парк» Люфтваффе. Пилот поднялась под купол и заставляла машину разворачиваться на 360 градусов. По окончании представления из кабины пилота даже был выпущен салют – это ознаменовало начало новой вехи в истории создания вертолета. Однако, эта конструкция все же не получила широкого распространения.
После ухода Генриха Фокке компания выпустила двухместные вертолеты Fa 223 и Fa 226 с кабиной на шестерых. Они получили более мощные моторы и оказались действительно надежными аппаратами. Они использовались для перевозки ракет или людей. А чуть позже Германия стала первой страной, где изобрели вертолет для военных целей. Истребитель Fw 190 получил реактивный двигатель от BMW, бортовой компьютер и систему перезарядки оружия. Правда, теперь лопасти были размещены спереди, но их бесшумная работа сделала немецкую авиацию по-настоящему беспощадной.
Но все следующие после Fw 61 модели, представленные в Германии, напоминали скорее самолеты с пропеллерами. Среди тех, кто изобрел вертолет в мире, также нельзя не назвать Игоря Сикорского. В 1940 году он создал первый устойчивый вертолет, который получил название VS-300. Аппарат был оснащен одним ротором наверху и другим – на хвосте, что обеспечивало устойчивость в полете. Этот вертолет стал прародителем современных и получил широкое распространение в авиационной и военной индустрии.
Но прежде чем VS-300 взмыл в воздух, жизнь авиаконструктора состояла из невероятных побед в самолетостроении. До революции Игорь Сикорский был почти единственным, кто мог научить машину летать. Первый в истории серийный самолет-бомбардировщик гигантских размеров (он мог перевозить грузы до трех тысяч килограммов при собственном весе около пяти тысяч) Илья Муромец был построен именно им. Самый большой в мире летательный аппарат Максим Горький сооружался с учетом наработок Сикорского. Но после начала репрессий будущий создатель вертолета был вынужден покинуть СССР.
На его счету были и другие известные изобретения. Но самое главное он представил уже в США. Первые модели вертолетов были собраны еще в Киеве в 1908-1911 годах, но с пилотом они в воздух подниматься не хотели. В 1940 году Vought-Sikorsky 300 оторвался от земли – и с тех пор, как появился вертолет, последующие модели встали уже на массовый конвейер. Аппараты Игоря Сикорского строились и для гражданских, и для военных задач.
На вертолете S-61 в 1967 году был совершен первый в мире полет через Атлантический океан, а на S-65 в 1970-ом – Тихий. Sikorsky R-4 Hoverfly (в США он получил обозначение HNS-1) стал первым серийным вертолетом. Он использовался для береговой охраны и во флоте в США и также поставлялся в Великобританию для королевской семьи. Всего было построено семь моделей, прежде чем Игорь Сикорский оставил дело. Именно Сикорского можно назвать первым человеком, кто создал вертолет в современной комплектации.