Первый вертолет: кто придумал этот сложнейший транспорт?

История создания вертолета не так проста, как кажется.
Первый вертолет: кто придумал этот сложнейший транспорт?
iz.ru

Вертолет – это летательный аппарат, который обладает способностью совершать взлет и посадку по вертикали, зависать в воздухе и перемещаться в любом направлении. Сегодня эти воздушные судна производятся в разных формах и размерах. Вертолеты используются в авиации, военной индустрии, медицинской помощи и других сферах. Они могут быть однороторными или двухроторными, а также иметь различные типы лопастей и системы управления. Но кто изобрел вертолет первым и как именно эта машина научилась летать?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первый вертолет в мире: как он выглядел и кто его изобрел

Мечта о полете преследовала человека с доисторических времен. И если Homo Sapiens мог совладать с огнем или водой, то научиться парить в небе, как птица, ему все же не удавалось. История вертолета началась именно с попытки подражать тем, кому природа уже подарила крылья. Так, около 400 года до новой эры философ и математик Архит Тарентский создал модель деревянного голубя. Эта конструкция летала с помощью тросов, к которым было присоединено «туловище» птицы. Конечно, мыслителя нельзя назвать тем, кто изобрел вертолет первым, но его попытки поднять человека в воздух в скором времени превратились в настоящую гонку.

Тяга к небу не обошла стороной и Древний Китай: поначалу с помощью летающих фонариков полководцы вселяли ужас в противников, а вскоре – и надежду на полет. В 559 году был создан воздушный змей, который не раз катал на себе китайских императоров, и идеи о полете наконец попали на Ближний Восток и в Среднюю Азию. В 875 году арабский изобретатель Аббас ибн Фирнас натянул на деревянный «скелет» шелковую ткань и спрыгнул с небольшого холма, пролетев над землей около десяти минут. Позже он решил добавить конструкции «хвост» – тем самым изобретя современный дельтаплан. Но в каком году изобрели вертолет, который сегодня летает над нашими головами?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первые попытки создания вертолета, похожего на привычный нам летательный аппарат, были сделаны в XV веке итальянским художником и изобретателем Леонардо да Винчи. Он создал несколько проектов устройств, включая воздушное судно, которое могло подниматься в воздух при помощи вращающихся лопастей. В центре конструкции был установлен стержень, к которому крепился «парус» из льняной ткани. Воздух проходил по спирали через лопасти, как струя воды в гребном винте, и поднимал «корабль» вверх. Радиус деталей доходил до пяти метров, а сам аппарат выдерживал четырех пассажиров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Первый вертолет в мире, созданный в XV веке
Прежде чем прошли сотни лет, как появился вертолет, Леонардо да Винчи делал многочисленные попытки поднять машину в воздух – хоть аппарат лишь отдаленно был похож на современный.
Artchive.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Действительно ли он поднимал такой «груз» на самом деле – сегодня неизвестно. Благодаря сохранившимся чертежам можно увидеть, что изобретатель вертолета использовал только веревки и проволоку, чтобы соединить элементы судна между собой. Для пассажирского вертолета судно было крайне непрочным. Более уверенный механизм был продемонстрирован только в XIX веке Гюставом д’Амекуром. Его «аэронэф» имел винтовые лопасти – они приводились в действие с помощью парового двигателя.

Как ни странно, именно тот, кто изобрел вертолет в России, может считаться первым создателем прообраза этого современного аппарата. Лопасти обычно располагались по бокам устройства – это поддерживало судно «на ветру». В то же время несущий винт (тот, что размещается на «макушке» вертолета) был впервые установлен Борисом Николаевичем Юрьевым только в 1911 году. К сожалению, из-за недостатка средств идея изобретателя так и не воплотилась в жизнь, на долгие годы оставшись лишь макетом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зато первым вертолетом СССР, который был построен по одновинтовой системе Юрьева, стало экспериментальное устройство ЦАГИ 1-ЭА Алексея Михайловича Черемухина. Помимо «главного» винта на крыше изобретатель разместил также четыре лопасти на носу и хвосте, чтобы вертолет не отклонялся в разные стороны. Полет состоялся в 1930 году – модель поставила неофициальный мировой рекорд, поднявшись в воздух на высоту 650 метров. Это в 34 раза больше результатов итальянского вертолета Асканио, который в 1928 году оторвался от земли всего на 18 метров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Первый в России вертолет ЦАГИ 1-ЭА
Не все получалось сразу: создатель вертолета с несущим винтом Алексей Черемухин запустить массовое строительство летательных аппаратов так и не смог.
Соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как выглядела первая действующая модель вертолета

Первый работающий вертолет был изобретен немецким инженером Генрихом Фокке. На тот момент немецкая авиация остро нуждалась в новых летательных аппаратах, в том числе самолетах, и технологический прорыв произошел буквально за одно десятилетие. Генрих Фокке был влюблен в небо с самого юношества, поэтому неудивительно, что именно он стал тем, кто придумал вертолет. Уже в 20 лет он совместно с Георгом Вульфом тайно создавали «летающую машину» в подвале, чтобы позже наконец позволить себе настоящую мастерскую.

На свет явились несколько моделей самолетов, но настоящий триумф случился в середине 30-ых годов XX века. Настоящий, похожий на современный вертолет изобрели в 1936 году: 26 июня немцы впервые увидели Focke-Wulf Fw 61. Аппарат был оснащен двумя роторами, которые вращались в противоположных направлениях. Располагались они по бокам фюзеляжа и помогали достигать скорости до 112 км/ч. Взлетал такой вертолет на высоту около 2,6 километров и мог улетать на 200 километров в даль.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Первая действующая модель вертолета
Focke-Wulf Fw 61 – первый в мире вертолет, который смог стать «рабочей лошадкой» как для гражданских, так и – чуть позже – для военных целей.
Wikipedia.org
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самый знаменательный и, безусловно, красивый полет прошел с участием Ханны Райч в 1938 году, после чего вертолеты перешли в «авиационный парк» Люфтваффе. Пилот поднялась под купол и заставляла машину разворачиваться на 360 градусов. По окончании представления из кабины пилота даже был выпущен салют – это ознаменовало начало новой вехи в истории создания вертолета. Однако, эта конструкция все же не получила широкого распространения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После ухода Генриха Фокке компания выпустила двухместные вертолеты Fa 223 и Fa 226 с кабиной на шестерых. Они получили более мощные моторы и оказались действительно надежными аппаратами. Они использовались для перевозки ракет или людей. А чуть позже Германия стала первой страной, где изобрели вертолет для военных целей. Истребитель Fw 190 получил реактивный двигатель от BMW, бортовой компьютер и систему перезарядки оружия. Правда, теперь лопасти были размещены спереди, но их бесшумная работа сделала немецкую авиацию по-настоящему беспощадной.

Но все следующие после Fw 61 модели, представленные в Германии, напоминали скорее самолеты с пропеллерами. Среди тех, кто изобрел вертолет в мире, также нельзя не назвать Игоря Сикорского. В 1940 году он создал первый устойчивый вертолет, который получил название VS-300. Аппарат был оснащен одним ротором наверху и другим – на хвосте, что обеспечивало устойчивость в полете. Этот вертолет стал прародителем современных и получил широкое распространение в авиационной и военной индустрии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Игорь Сикорский – создатель вертолета VS 300
История создания вертолета в корне изменилась после того, как Игорь Сикорский представил собственную модель Vought-Sikorsky 300.
Соцсети

Но прежде чем VS-300 взмыл в воздух, жизнь авиаконструктора состояла из невероятных побед в самолетостроении. До революции Игорь Сикорский был почти единственным, кто мог научить машину летать. Первый в истории серийный самолет-бомбардировщик гигантских размеров (он мог перевозить грузы до трех тысяч килограммов при собственном весе около пяти тысяч) Илья Муромец был построен именно им. Самый большой в мире летательный аппарат Максим Горький сооружался с учетом наработок Сикорского. Но после начала репрессий будущий создатель вертолета был вынужден покинуть СССР.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На его счету были и другие известные изобретения. Но самое главное он представил уже в США. Первые модели вертолетов были собраны еще в Киеве в 1908-1911 годах, но с пилотом они в воздух подниматься не хотели. В 1940 году Vought-Sikorsky 300 оторвался от земли – и с тех пор, как появился вертолет, последующие модели встали уже на массовый конвейер. Аппараты Игоря Сикорского строились и для гражданских, и для военных задач.

На вертолете S-61 в 1967 году был совершен первый в мире полет через Атлантический океан, а на S-65 в 1970-ом – Тихий. Sikorsky R-4 Hoverfly (в США он получил обозначение HNS-1) стал первым серийным вертолетом. Он использовался для береговой охраны и во флоте в США и также поставлялся в Великобританию для королевской семьи. Всего было построено семь моделей, прежде чем Игорь Сикорский оставил дело. Именно Сикорского можно назвать первым человеком, кто создал вертолет в современной комплектации.