Американские экологи пытаются спасти редкий цветок от Ford и Toyota
Запасы редкого металла, необходимого для аккумуляторов электромобилей, здесь настолько велики, что могут обеспечить до 400 тысяч машин в год. Неудивительно, что в проект разработки месторождения, ведущийся компанией Ioneer, уже вложились Ford, Toyota и Panasonic.
Камнем преткновения стало никому ранее не известное дикое растеньице эриогонум тиемии (Eriogonum tiehmii), попросту гречиха Тиема, получившее в Красной книге статус G1 («близко к вымиранию»). Вся колония жёлтых медоносов насчитывает всего 26 тысячи растений, и не обитает нигде больше, кроме Риолит Ридж. Ряд экологических организаций в Штатах, включая Центр биоразнообразия, протестуют против разработки полезных ископаемых всего в нескольких метрах от границы ареала цветка, резонно опасаясь, что это нарушит экологический баланс. В феврале 102 учёных подписали обращение к властям, утверждающее, что план защиты растения, предложенный Ioneer, недостаточно надёжен.
Доводы защитников проекта
Сторонников разработки месторождения можно понять. Без лития не будет электромобилей. Без электромобилей победить парниковые газы будет очень сложно. Так что в конечном счёте они тоже за экологию. И тут возникает вопрос, что из двух зол выбрать: вымирание маленького эндемного вида или глобальное потепление.
Разработчиков лития гонят отовсюду. Ранее они проиграли в противостояниях с экологами в Орегоне, Северной Каролине и Мэне. Пока идёт эта война, такие производители электромобилей, как Tesla, Ford и GM, вынуждены закупать этот металл в Китае.
Ответ природоохранных организаций
Но в случае с гречихой экологи пошли на принцип. Слишком часто в прошлом случалось, что за маленьким отступление от природозащитных норм следовали другие, более крупные. Достаточно создать один прецендент, и ставить барьер перед вмешательством в экосистемы становится труднее.
Бесполезное? Хм...
В шестидесятых годах учёные обнаружили, что барвинок, растущий только на Мадагаскаре, может помочь победить рак. Ранее считавшееся бесполезным для человека растение к тому моменту тоже находилось на грани вымирания.
С гречихой Тиема может оказаться, например, что она играет важную роль в местной экосистеме, служа источником нектара для насекомых-опылителей. «Экосистемы похожи на башню из блоков в настольной игре "Дженга", – говорит Патрик Доннелли, директор Центра биоразнообразия в Неваде. – Вы вынимаете блок за блоком, и башня стоит, но на очередном блоке внезапно всё рушится, и вы не знаете заранее, на каком именно».
Можно ли так, чтобы и волки сыты, и овцы целы
Да, можно, говорят экологи. Нужно отодвинуть разработку месторождения на милю (1,6 км) от мест обитания гречихи Тиема.
Если же хочется копать прямо там, где цветы растут, то следует выделить небольшую часть средств из тех $700 миллионов, которыми ссудило Ioneer правительство США в рамках программы поддержки электромобилей, на расширение и изменение ареала цветка. В конце концов, разработчик месторождения ожидает получать от месторождения миллиардные прибыли.
Многим странам предстоит та же дилемма
В будущем лития понадобится ещё больше. Месторождения лития есть во многих странах, в том числе в России. И каждый раз придётся делать нелёгкий выбор, над которым сейчас ломают головы (или копья?) власти США.
А что бы выбрали вы?