Как заправить самолёт в полёте: патент недели

В случае с дозаправкой самолета в полете ключевым становится вопрос безопасности. Выброс топлива и попадание его в двигатель может привести к катастрофе, поэтому отечественные изобретатели предложили свой вариант технического решения, которое позволит избежать серьёзных последствий.
Как заправить самолёт в полёте: патент недели
Министерство обороны РФ

При непосредственном участии Федеральной службы по интеллектуальной собственности («Роспатента») мы продолжаем рубрику «Патент недели». Еженедельно в России патентуются десятки интересных изобретений и усовершенствований — почему бы не рассказывать о них в числе первых.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дозаправка самолета в полете активно используется военном секторе. В случае с гражданской авиацией подобная необходимость возникает, когда пассажирские или транспортные самолеты приходится использовать как самолеты специального назначения.

Как правило, система заправки топливом устроена следующим образом: заправочная штанга располагается в носовой части фюзеляжа, чтобы летчик видел и заправочный конус, и заправочную штангу, производил их соединение, а также контролировал пилотирование в процессе перекачки топлива. Но, например, транспортный самолет Ил-76 предназначался исключительно для перевозки грузов, а потому не оборудован подобной системой заправки в полете.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В процессе полетной дозаправки основным становится вопрос безопасности: топливо ни в коем случае не должно попасть в двигатель, иначе это может привести к пожару, вызвать помпаж двигателя, иным образом нарушить работу систем самолета. В частности, подобный вопрос решается самой компоновкой самолета, где заправочная штанга расположена в носовой части, а двигатели — по размаху крыла. Второй вариант — вынос заправочной штанги на консоли, сбоку от воздухозаборника самолета. После заправки штанга прижимается к фюзеляжу или устанавливается за его обводы. Но в случае модификации существующих самолетов, как например того же Ил-76, в самолеты специального назначения такие способы не применимы.

Владимир Воронцов предложил устанавливать на заправляемом самолете в предполагаемой зоне растекания топлива систему турбулизаторов. Турбулизаторы — это пластины различной формы (прямоугольной, клиновидной, треугольной, параболической). Перед подачей топлива через заправочную штангу с конусом на заправляемом самолете выдвигают турбулизаторы за пределы пограничного слоя воздуха. В процессе заправки они создают турбулентный поток воздуха, перемешивая, в случае разлива, топливо с воздухом и понижая концентрацию топливовоздушной смеси. Находясь в зоне максимальных скоростей на пути вероятного разлива топлива, турбулизаторы могут привести к росту сопротивления заправляемого самолета набегающему воздушному потоку, что можно компенсировать за счет увеличения тяги двигателей.

После окончания заправки турбулизаторы убираются из набегающего воздушного потока.