30 лет развития телекома глазами сотрудников МТС
Мобильная связь — одна из наиболее сильно изменившихся на наших глазах сфер. Многие уверены, что прогресс от простеньких кнопочных телефонов 90-х до смартфонов с возможностями компьютера обеспечен только производителями. Но большая роль принадлежит тем, кто все это время развивал сеть, поддерживающую работу этих устройств, — мобильным операторам.
Мы пообщались со специалистами, которые больше 20 лет работают в МТС. За это время из оператора мобильной связи компания стала экосистемой, способной реализовать значительную часть потребностей пользователей. Наши герои прошли этот путь вместе с ней и были участниками глобальной трансформации.
История Татьяны — это пример того, как желание развиваться и осваивать новые навыки позволяет построить интересную профессиональную карьеру. В середине 90-х Татьяна окончила Московский институт связи (сейчас МТУСИ) и пришла работать на аналоговую телефонную станцию. Татьяна вспоминает, что это был огромный зал с пятиметровыми потолками и шкафами во всю высоту. Соединение абонентов происходило механически, а сам момент подключения электрических контактов сопровождался грохотом.
Переход на «цифру» принципиально изменил работу операторов. Полная тишина казалась фантастикой, и даже неисправности были «цифровыми» — чаще с настройками, чем с физическими контактами.
Новые технологии стали новыми во всех смыслах, и чтобы разобраться в них, приходилось не только использовать документацию, но и дополнительно изучать специализированную литературу. До чего-то приходилось «доходить» самостоятельно, получая бесценный практический опыт. Со временем такой практики становилось больше, и Татьяна все чаще помогала коллегам разобраться в сложных ситуациях. Учитывая опыт и экспертизу Татьяны, компания предложила ей расширить сферу деятельности, занявшись обучением сотрудников.
Татьяна стала тренером в корпоративном университете для сотрудников нетехнических подразделений компании. Например, она помогала коллегам из салонов связи лучше понимать, как устроена мобильная связь. Однако на этом развитие ее карьеры не закончилось.
Следующим этапом стала работа с обращениями клиентов. Обратная связь от пользователей — один из самых эффективных инструментов улучшения пользовательского опыта. Их впечатления, замечания и требования помогают устранить ошибки в работе сети и сделать использование платформы более комфортным. Компания осваивала новые сегменты бизнеса и приходилось с нуля настраивать многие процессы, происходящие уже в экосистеме МТС.
Опыт технической поддержки пользователей дал Татьяне возможность глубже взглянуть на взаимоотношения между клиентом и цифровыми сервисами, которые поддерживают бизнес, и стать аналитиком в направлении развития цифровых решений.
Фактически Татьяна повторила путь МТС в миниатюре. Вместо того чтобы расти исключительно в вертикальной структуре (от рядового сотрудника до начальника подразделения), она расширяла свои компетенции и двигалась горизонтально, становясь все более ценным специалистом широкого профиля.
Часто работа сотрудников связи не видна клиентам, но есть проекты, которые оказывают влияние на повседневную жизнь, пожалуй, каждого человека. Например, Игорь Казеннов — один из тех, кто сделал мобильную связь в метро доступной и качественной.
Он пришел в МТС на должность технического специалиста в 1998 году и занимался развитием сети: сотовая связь тогда была в зачаточном состоянии. Например, в сельской местности пользователям приходилось ходить по округе и искать точку с наиболее стабильным приемом, а в городских многоэтажках — подходить к окну. В то время Игорь в основном работал с локациями, где собиралось много абонентов: например, с торговыми центрами или местами проведения массовых мероприятий. Также было много поездок по регионам, чтобы передавать московский опыт.
Постепенно качество связи становилось все лучше и вскоре стало очевидно, что люди хотят оставаться на связи и в метро. К слову, средний москвич ежедневно проводит в подземке до полутора часов. Первый «подземный» звонок был совершен из метро со станции «Марксистская» в 2000 году — связь обеспечивала МТС, проектом руководил Игорь.
В 2009 году Игорь полностью переключился на развитие мобильной сети МТС в Московском метрополитене и сегодня руководит этим сложным проектом. К 2014 году МТС покрыла сетью LTE уже 76 регионов России и первой среди всех российских операторов запустила сеть этого стандарта в метро. Связь уже давно есть не только на станциях, но и в тоннелях — для обеспечения сигнала в них операторы используют специальный кабель. Все новые станции, которые активно открываются в Москве, уже при запуске обеспечены связью.
Если оглянуться, изменения в качестве жизни горожан произошли колоссальные. То, что 30 лет назад казалось фантастикой, сегодня воспринимается как норма.
Клиенты компании могут наблюдать за ее развитием только по финансовой отчетности или по списку доступных услуг. Сотрудники с большим стажем видят все изнутри и знают то, что для большинства из нас остается «за кадром».
Алексей Славнов пришел в МТС на должность старшего инженера в начале 2000-х, до этого служил в Вооруженных силах (тоже по линии связи). Отдел развития сети, в котором он работал, занимался строительством «оптики» и установкой каналообразующего оборудования на транспортной сети. Этот период Алексей ценит в своей карьере больше всего: все были полны энтузиазма, вдохновлены новизной и сложностью задач. Приходилось многое осваивать «в бою», много читать, развиваться, преодолевать непонимание, убеждать в необходимости нового.
Сегодня значительную часть физической работы выполняют подрядчики, а инженеры организуют и оптимизируют процесс. Но это не значит, что они расслабились и лениво щелкают мышкой, сидя в кресле. Следующий этап, когда Алексею пришлось много учиться, — переход с релейной передачи сигнала на «оптику».
Труд и навыки каждого инженера — это вклад в развитие всей компании, а потому она старается привлекать на работу как можно больше компетентных специалистов — как опытных, так и начинающих. Последних интересует конкурентная заработная плата и хорошие перспективы карьерного роста. Чтобы помочь студентам профильных вузов с карьерным стартом, в МТС работает программа оплачиваемых стажировок. Ежегодно на стажировку приходят около 500 студентов, примерно половина остается работать в экосистеме.
Сейчас Алексей руководит отделом, опираясь на весь «полевой» опыт. Он уверен: карьера в значительной степени зависит от самого человека — чего он хочет, сколько сил готов в это вложить.
За 30 лет услуги связи из диковинки превратились в часть жизни каждого человека. Непрерывно развиваясь и вкладываясь в развитие сотрудников, компания смогла выйти на новые для себя рынки, предоставляя теперь не только быстрый интернет и качественную голосовую связь, но и десятки сервисов для работы и отдыха. По мнению J’son & Partners Consulting, МТС — вторая по популярности экосистема в России. Теперь в компании работают не только лучшие в стране связисты, но и сильнейшие ИТ-специалисты, гуру цифровых сервисов, сценаристы, дизайнеры и многие другие, которые работают над проектами в сфере финтеха, мультимедийного контента, безопасного умного дома, искусственного интеллекта, облачных решений.
Конечно, слаженное взаимодействие между экосистемными бизнесами — это результат совместного труда многих сотрудников, не только телеком-инженеров. Сегодня это более 61 тыс. человек разных профессий, с разными компетенциями, работающих по всей стране. Экосистемный подход дает им возможность получить безграничный опыт, участвуя в кросс-функциональных командах, тесно работая как с другими подразделениями, так и компаниями внутри экосистемы.
Реклама. ПАО «МТС» ОГРН: 1027700149124
?erid=LjN8KC2CE