Усилитель идей: Кен Ишивата
Японский американец
Marantz — самая необычная японская компания, выпускающая бытовую электронику. Необычна она хотя бы тем, что до 70-х годов была американской. Основал ее в далеком 1953 году свободный художник и музыкант-любитель Сол Маранц. Известность ему принес предусилитель Model 1 со встроенным двухполосным эквалайзером. Выпуск усилителя совпал с массовым распространением долгоиграющих (LP) пластинок, и баланс низких и высоких частот позволял на лету исправлять ошибки записи. Появление в 1959 году на рынке стереопластинок Сол Маранц встретил выпуском стереоусилителя. Лебединая песня Сола Маранца — выпуск в 1969 году стереоусилителя высшего класса Model 16, уникальная возможность для аудиофилов того времени иметь чистые 100 Вт на канал.
В этом же году японские компании, наладившие выпуск транзисторной техники, наводнили американский рынок дешевой электроникой. Маранц старался сражаться. «Японцы выкинули на рынок дешевые, но убогие поделки, — из уст стопроцентного японца Кена Ишиваты эта фраза звучит странно. — Но они брали ценой — 1:5, таким было ценовое соотношение на американском рынке».
Пока одни американские компании оборонялись, другие активно помогали японцам прорваться на рынок. Например, легендарная компания SuperScope, изобретатель одноименной технологии широкоформатного кино, параллельно занималась дистрибуцией продукции Sony. Причем делала это настолько хорошо, что уже в 1970 году компания Sony распрощалась с SuperScope и стала продавать свою продукцию в США сама. Фирма SuperScope остро нуждалась в новом брэнде — тут и подвернулся Marantz. После продажи компании пути Маранца и Marantz разошлись.
Компания SuperScope решила бороться с японцами их же оружием, открыв в Японии исследовательский центр, и организовала с японской Standard Radio Corp. совместное предприятие Marantz Inc.
Двойное гражданство
«Уровень японских инженеров оказался сильно ниже американского», — говорит Ишивата. На протяжении долгого времени их не допускали к самостоятельной разработке. Только после пяти лет двенадцати наиболее талантливым доверили новые проекты. Сразу на смену флагманской 500й модели пришел Marantz 510M, который выдавал большую мощность при половинном от 500-й модели объеме. Проблема всех усилителей — отвод тепла. Японцы решили воспользоваться технологией NASA, поместив радиаторы выходных транзисторов в туннель, через который бесшумные вентиляторы прогоняли воздух. Идея двадцатипятилетней давности применяется до сих пор.
Постепенно мир стал забывать, что Marantz когда-то был американской компанией. Однако и настоящей японской — Marantz не стал. По словам Ишиваты, ценность японских брэндов всегда базируется на технологиях. Слова «Мы продаем новейшие технологии» можно сделать девизом любой японской компании. Это ведет к тому, что у японской продукции очень много бесполезных, но хорошо разрекламированных функций. Однако, строя на этом политику, невозможно долго оставаться наверху — у новых технологий короткая жизнь. Удержаться же на плаву можно отодвинув технологии на второй план, сосредоточившись на эмоциях, в целом, и музыке, в частности. «Покупатель должен получать удовольствие от владения брэндом. Не гоняться за тем, чего ни у кого нет, а наслаждаться приобретением» — такова, по Ишивате, идеология Marantz.
Программисты против менеджеров
Идеология японским компаниям очень даже нужна. На аудиорынке с приходом цифры все меньше остается базисных, традиционных технологий. В нише, где еще несколько лет назад безраздельно властвовали японские компании с уолкменами и дискменами, сейчас господствуют твердотельные проигрыватели SPA (Solid Pocket Audio) малоизвестных изготовителей. Кто бы мог подумать, что мобильные телефоны начнут вытеснять плееры? В Японии, например, с возникновением высокоскоростной передачи данных по сотовым сетям появились молодежные телефоны, которые позволяют скачивать не только музыку, но и видеоклипы, и дети в школах активно слушают записи и обмениваются ими.
Но основным конкурентом для традиционных аудиокомпаний Ишивата считает не производителей мобильных телефонов или тайваньских изготовителей SPA, а Microsoft. С появлением мощных процессоров, высокоскоростных сетей и нового, более эффективного алгоритма сжатия Windows Media, компания вторглась на рынки высококачественного аудио и видео. Ишивата считает 70-е годы последними, когда в аудиоиндустрии безраздельно властвовали инженеры, а качество звука определялось только их искусством. В 80х, с появлением компакт-диска, началась эра цифровых носителей, и с этого момента с каждым новым стандартом количество инженеров-схемотехников стремительно сокращается — их место занимают программисты. Например, сейчас из 300 разработчиков в Marantz 180 — программисты. А где сейчас живут лучшие программисты, объяснять не надо. Америка пытается взять реванш за поражение в аудиобитве 70-х. У японских разработчиков осталось не так уж и много времени, чтобы найти адекватный ответ. Если осталось.