Ракетная почта: Пока не пришел Е-mail

Если ракеты – самый быстрый вид транспорта, почему бы не использовать их для доставки строчной почты и грузов? Подобным вопросом задавалось множество ракетчиков и почтовиков. А некоторым из них даже удавалось реализовать эту идею на практике. Впрочем, появление электронной почты поставило крест на этих изысканиях.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первая ракетная почтовая служба появилась в Австрии, в 1931 г. Основал ее конструктор ракет Фридрих Шмидл (Friedrich Schmiedl) — после того, как ему удалось успешно переправить около сотни писем из одной австрийской деревеньки в другую с помощью примитивных ракет. Вскоре у него появились подражатели во многих других странах, но несмотря на всю зрелищность подобного способа доставки, широкого распространения ракетная почта так и не получила. Первые ракеты частенько взрывались, причем это могло произойти как на этапе собственно полета, так и на старте и приземлении. После серии громких аварий, повлекших за собой уничтожение ценной корреспонденции, интерес к ракетной почте заметно поубавился, хотя отдельных энтузиастов это отнюдь не смущало.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одним из наиболее ярких сторонников грузовых ракет был немецкий предприниматель Герхард Цукер (Gerhard Zucker), разъезжавший по всей Европе со зрелищными ракетными шоу. Люди с удовольствием покупали дорогие билеты, чтобы посмотреть на запуск красивых аппаратов, начиненных маленькими ракетами на пороховом топливе. В 1934 г. он провел специальную демонстрацию перед офицерами британской почтовой службы. Цукер утверждал, что его ракеты способны преодолевать расстояние в 400 км со скоростью в 3 500 км/ч. Несколько пробных ракет, несущих на борту условную корреспонденцию, действительно подтвердили свою способность передвигаться с бешеной скоростью. Однако все они пролетели гораздо ближе заявленных 400 км, причем каждая летела только туда, куда хотелось именно ей. Пожав плечами, англичане объявили Герхарда Цукера шарлатаном и выслали его в Германию, после чего он переключился на более приземленные проекты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Проблема точного выведения ракеты на цель еще долгое время оставалась камнем преткновения для разработчиков. Определенных успехов в этой области добился Стивен Смит (Stephen Smith), рядовой сотрудник индийской почтовой службы. В 1934—1944 гг. он активно экспериментировал с ракетами, напичканными различной пиротехникой, и пытался заставить их доставлять письма в заданном направлении. Система наведения ракет была чрезвычайно проста: развернуть корпус в нужную сторону, поджечь шнур и бежать поскорее в укрытие.

Как это ни странно, Смиту удалось достичь весьма неплохой по тем временам точности, и скоро он начал экспериментировать с разными типами грузов. Его ракеты перевозили не только письма, но и бандероли, свертки с провизией и даже живую домашнюю птицу. К сожалению, Смит умер раньше, чем его разработки успели кого-либо заинтересовать. В 1992 г. индийское правительство выпустило в честь него почтовую марку, на которой он представлен «основоположником индийской ракетной почты».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все эти ранние почтовые ракеты производили на зрителей большое впечатление, однако с точки зрения функциональности они были никуда не годны. Чтобы ракета могла эффективно доставлять почту на значительные расстояния, ее необходимо снабдить системами навигации и управления — по сути, она должна превратиться в нечто вроде самонаводящейся боеголовки.

Именно в этом ключе работали специалисты сразу двух американских министерств — оборонного и почтового, — занявшиеся созданием почтовых ракет несколько десятилетий спустя. В качестве перспективного носителя ими была выбрана ракета SSM-N-8 Regulus, способная доставить двухмегатонную термоядерную бомбу на расстояние до 600 км. В 1959 г. состоялся первый пробный запуск. Из ракеты аккуратно вынули боевую часть и разместили вместо нее два стандартных почтовых ящика с 3 тысячами писем. Она стартовала с борта американской подлодки, находящейся у побережья Вирджинии, и ровно через 21 минуту приземлилась во Флориде. Корреспонденция была благополучно передана сотрудникам ближайшего почтового отделения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Успех эксперимента был воспринят с большим энтузиазмом, однако некоторые военные эксперты восприняли его в штыки. Они вполне резонно полагали, что в условиях холодной войны использование боевых ракет для доставки открыток вряд ли можно считать оправданным. Не говоря уже о том, что такой способ транспортировки почты крайне дорог, и вряд ли будет пользоваться спросом у потребителей. В итоге прагматизм победил — подобные запуски в США больше не проводились.

В СССР ракетная почта предлагалась в качестве средства доставки грузов в удаленные и труднодоступные районы, однако по причине все той же дороговизны носителей, эта идея так и не была реализована. Так что к настоящему моменту ракеты возят почту только на МКС. Да и нужды в этом особой нет.

Читайте также о том, как подбирались идеальные материалы для ракет: «Ракетные металлы».