Снимать фильм про крушение «Титаника» было легко. История подробно задокументирована, остались сотни рассказов очевидцев, десятки исследований и отчетов. В судьбе «Юрия Долгорукого» же сплошные пробелы.
Жуткая судьба: как пароход «Юрий Долгорукий» погубил 10000 человек и 58000 китов

Великая депрессия и круизы
Построен он был в Германии в 1926 году как пассажирский лайнер и при спуске на воду получил название «Гамбург». Присоединившись к двум другим однотипным турбоходам, некоторое время возил пассажиров между Европой и Атлантикой.
Потом по трансатлантическим перевозкам серьезный удар нанесла Великая депрессия, и «Гамбург» переделали в круизный корабль. Так и работал он в этой роли до начала Второй мировой войны.

Война: ловушка для беженцев
С началом Второй мировой войны немецкое командование перевело судно на Балтику и перестроило в плавучую базу подводных лодок. Чудом судно избежало налетов советской и союзнической авиации, торпедных атак советских подводников, и дожило до конца войны – и трагической развязки.
Весной 1945 года Гдыню, где базировался «Гамбург», начала бомбить британская авиация. Город начали эвакуировать. На пароход без счета затолкали беженцев – по оценкам, их было около 10000 человек – и отправили в море. Но не для того, чтобы доставить в другой порт: по приказу военного командования команда открыла кингстоны в 3 милях от берега, затопив судно со всеми пассажирами. Точное число жертв до сих пор неизвестно.
В СССР: освоение «морской целины»
Поскольку пароход затонул без единого повреждения и лежал на небольшой глубине, вблизи от берега, в конце 1940-х его решили поднять. Операцию выполняли советские военные моряки вместе со специалистами из ГДР, и преподнесли ее как «дар трудящихся Германии Советскому Союзу».

Судно переименовали в «Юрий Долгорукий» и отвели на верфь в Бельгии для ремонта. Сначала хотели вернуть ему довоенное назначение, превратив в круизный лайнер – тем более, что однотипные бывшие немецкие лайнеры, переименованные в «Советский Союз» и «Адмирал Нахимов», уже ходили в рейсы с пассажирами.
Потом планы в отношении «Долгорукого» изменились. Взоры советских стратегов обратились к неосвоенной морской целине – водам Южного океана. Чтобы осваивать земные недра, нужен был динамит. Для производства динамита требуется нитроглицерин, а для нитроглицерина нужен дешевый жир.

Решено – надо добывать китовый жир. В 1960 году в Калининграде организовали Антарктическую китобойную флотилию, а «Юрий Долгорукий» за несколько месяцев превратили в китобойную базу. Во главе флота из 15 небольших китобойных судов он должен был ежегодно ходить в Антарктиду. На базе китовые туши принимали, разделывали, замораживали китовое мясо и печень и заготавливали ворвань – жидкий жир.
Полтора года велось интенсивное обучение специалистов разных специальностей: базе требовался экипаж из 400 человек, в том числе 68 гарпунеров. На охоту за китами их отправляли как на войну: звучали слова «боевой приказ Родины» и призывы «вернуться с победой».

Опасный промысел
Китобои не подкачали, привезя из первого рейса 3484 кита, более чем вдвое перевыполнив план.
Плавания эти были опасны. «Долгорукий» состарился: в рейсе 1963 года посреди океана затопило турбогенераторный отсек, и судно лишь героизмом механиков не лишилось хода.
Тремя годами позже китобойная база разминулась с танкером и команда вынуждена была ввести корабль, не приспособленный к ледовым плаваниям, в паковые льды. При этом повредили оба винта.

Конец китам и кораблю
Всего через пять лет после начала промысла китов у Антарктики стало заметно меньше. В 1965 году сезон охоты ограничили 3 месяцами, и теперь китобои добывали всего 1400-2200 туш за рейс.
В 1975 году китодобычу и вовсе запретили. К тому моменту советские китобои успели загарпунить 42000 или, по другой оценке, 58000 китов. Сильнее всего пострадала популяция кашалотов, сократившаяся почти вдвое.
В том же году «Юрий Долгорукий» отправили на слом.