«Ни один фильм не стоит того, чтобы за него умирать»: трагедия 1982 года на съемках «Сумеречной зоны»

В 1982 году во время съемок фильма «Сумеречная зона» случилась страшная трагедия. Днем 23 июля пошел не по плану один из трюков — разбился вертолет Bell UH-1 Iroquois — в результате чего погибли трое людей.
Виктория Кораблева
Виктория Кораблева
Редактор сайта TechInsider.ru
«Ни один фильм не стоит того, чтобы за него умирать»: трагедия 1982 года на съемках «Сумеречной зоны»
Wikimedia Commons
Во время катастрофы погибли актер Вик Морроу и дети-актеры Мика Динь Ле и Рене Шин-Йи Чен.

В тот день команда режиссера Джона Лэндиса снимала сцену в Калифорнии с главным актером Виком Морроу и двумя его юными коллегами. По началу ничего не предвещало беды, однако внезапно от инсценированного взрыва вертолет на съемочной площадке понесся вперед и разбился. Спустя годы расследований выяснилось, что Лэндис игнорировал законы о детском труде и предупреждения о безопасности на съемочной площадке. По этой причине случай со «Сумеречная зона» считается одной из самых трагических кинокатастроф в истории.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Инцидент на площадке привел к к громкому судебному разбирательству, а также вдохновил Голливуд на введение новых протоколов безопасности, которые изменили киноиндустрию в лучшую сторону.

Съемки фильма «Сумеречная зона»

Джон Лэндис решил, что станет режиссером, когда ему было всего 8 лет. Перед «Сумеречной зоной» он снял несколько культовых американских комедий и один из самых известных музыкальных клипов для Майкла Джексона.

Режиссер «Сумеречной зоны» Джон Лэндис
Режиссер «Сумеречной зоны» Джон Лэндис
Wikimedia Commons
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на то, что на момент съемок «Сумеречной зоны» Лэндис уже считался асом киноиндустрии, члены съемочной группы замечали, что ко многим аспектам безопасности на площадке режиссер относился «спустя рукава» — именно это в результате и привело к трагедии.

«Сумеречная зона» — это научно-фантастическая картина, в которой рассказывается история Билла Коннора. По сценарию, персонаж путешествует во времени и становится свидетелем разрушительных последствий своих убеждений. И хотя фильм снимался по мотивам одноименного телесериала 1960-х годов, в его сюжет было принято внести некоторые изменения. Например, продюсер предложили Лэндису альтернативную концовку, в которой главный герой отправляется во Вьетнам времен войны и спасает там двух сирот, чью деревню бомбят американские вертолеты.

Чтобы воплотить эту задумку в жизнь, режиссер добавил в постановку взрывы, военный вертолет Bell UH-1 Iroquois и двух детей-актеров, Мика Динь Ле и Рене Шин-Йи Чен. Позже выяснилось, что, пригласив мальчика и девочку на съемки, режиссер нарушил ряд законов Калифорнии. Так, Мика и Рене снимались снимались без необходимых разрешений и работали по ночам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме того, Лэндис проигнорировал информацию каскадеров о том, что взрыв имеет большую силу, чем положено. А ветеран ВВС Дорси Уинго, принимавший участие в съемках, отметил, что во время испытаний взрывчатки вертолет трясся ненормальным образом.

Момент несчастного случая

Роковой момент наступил 23 июля 1982 года примерно в 2:20 ночи на ранчо «Индиан Дюнс» в Калифорнии. По задумке в сцене вертолет должен был взорваться позади главного героя и двух детей в момент, когда те бежали через реку. За воздушным судном должен был прогреметь взрыв, в результате которого вертолет «рухнет» на землю позади актеров и загорится.

Вик Морроу, главный актер фильма
Вик Морроу, главный актер фильма
Wikimedia Commons
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Съемки сразу пошли не по плану, выяснилось, что взрывчатка слишком мощная для таких трюков, а траектория полета — слишком низкая. Рэндалл Робинсон, оператор на борту вертолета, позже рассказывал, что ассистент режиссера дал команду улетать как можно быстрее, когда сработала взрывчатка, а сам Лэндис приказывал продолжать снижение.

После того, как произошел взрыв, осколки взрывчатки попали в одну из лопастей вертолета. Из-за этого хвостовой винт резко развалился в воздухе, а пилот уже не смог исправить ситуацию. В результате вертолет упал в реку, где Вик Морроу и дети-актеры ждали своей очереди.

Разрушившееся со страшной силой транспортное средство унесло жизни трех человек практически в одно мгновение
Дети-актеры Мика Динь Ле и Рене Шин-Йи Чен
Дети-актеры Мика Динь Ле и Рене Шин-Йи Чен
Wikimedia Commons
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Расследование крушения

После случившейся трагедии Национальный совет по транспортной безопасности начал вести расследование инцидента. Подробный отчет с выводами орган опубликовал в октябре 1984 года. Сотрудники инстанции определили, что причиной катастрофы стала детонация начиненного обломками взрывчатки для спецэффектов слишком близко к низко летящему вертолету. Совет установил, что авария произошла из-за нарушения связи и планирования между пилотом, режиссером фильма и другим персоналом, находящимся на борту.

В течение нескольких месяцев после инцидента семьи пострадавших подали гражданские иски против продюсеров фильма и выиграли крупные компенсации. В то же время режиссера «Сумеречной зоны», менеджера по производству и эксперта по взрывчатым веществам обвинили в непреднамеренном убийство в результате несчастного случая.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Уголовный процесс, длившийся на протяжении 10 месяцев, привлек к себе повышенное внимание прессы и публики. Окружной прокурор Лос-Анджелеса, Леа Д'Агостино, назвала Лэндиса убийцей за его пренебрежение безопасностью на съемочной площадке. В то же время ветеран ВВС Дорси Уинго заявил в суде, что Морроу мог бы остаться в живых, если бы следовал указаниям держать вертолет под прицелом.

Наследие фильма «Сумеречная зона»

И хотя картина все же была выпущена в прокат, желаемого успеха ее создатели не получили. Трагедия оставила слишком сильный отпечаток на фильме, а потому значительная часть заинтересованных зрителей отказалась от похода в кинотеатр. Кроме того, фильм и работу режиссера невысоко оценили критики и другие профессионалы кинематографа. Так, например, Стивен Спилберг заявил своему биографу, что авария стала худшим моментом в карьере Джона Лэндиса, сказав:

«Ни один фильм не стоит того, чтобы за него умирать»
Стивен Спилберг

Вместе с этим после случившейся трагедии киноиндустрия пересмотрела свое отношение к протоколам безопасности и стала вводить различные инструкции и своды правил, которые должны были минимизировать риск повтора подобной ситуации.

Джон Лэндис и его коллеги во время суда
Джон Лэндис и его коллеги во время суда
Wikimedia Commons

Согласно статистическим данным Christian Science Monitor, в последующие после трагедии три года количество несчастных случаях на съемочных площадках сократилось на 69%.

Что касается режиссера Джона Лэндиса, его карьера после происшествия пошла на спад. Фильмы, которые режиссер выпустил в прокат после 1983 года уже не получали бывалой похвалы со стороны критиков и аудитории.