В 1920-х годах она взошла на сцену эстрады яркой вспышкой, выпустив более 90 успешных хитов всего за пять лет карьеры. В те годы быть чернокожей женщиной в Америке было тяжело, а быть чернокожей женщиной с амбициями — еще тяжелее. Несмотря на трудности, благодаря своим вокальным данным, Ма Рей смогла пробиться к славе и вдохнула новую жизнь в жанр под названием блюз.
«Мать блюза» Ма Рейни: одна из первых профессиональных исполнительниц этого жанра музыки

Урожденная Гертруда Приджет: кем была Ма Рейни
При рождении девочка получила имя Гертруда Приджет. Она была второй из пяти детей в семье. Ма Рейни утверждала, что родилась 26 апреля 1886 года в Колумбусе, однако записи в переписи населения гласят, что девочка появилась на свет в сентябре 1882 где-то в Алабаме.

Еще в детстве девочка поняла, что ее призвание — стать певицей. Впервые она выступила на публике в 1990 году, будучи участницей сценического шоу The Bunch of Blackberries в оперном театре Спрингера в Колумбусе. Позже, в подростковом возрасте, девушка начала гастролировать по Штатам с водевильными номерами. В 1902 году во время гастролей Гертруда открыла для себя новый вид музыки, известный сегодня как блюз, после чего ее жизнь навсегда изменилась.
Первое время Ма Рейни выступала в основном с танцевальными и комедийными номерами, которые нередко сопровождались джазовым аккомпанементом. Заметив, что зрителям нравится такая музыка, двушка стала экспериментировать с непопулярным в то время стилем и включать в свои выступления вокальные исполнения блюзовых композиций.
Как женщина обрела статус «мать блюза»
На сцене Ма Рейни всегда блистала — невысокая, но крепкая женщина с широкой улыбкой и в необычных париках быстро покорила публику своим тембром. Ма Рейни не боялась экспериментировать со стилем и часто появлялась на сцене в атласных платьях, с накладными ресницами и экстравагантными украшениями.

Однако вместе с успехом Ма Рейни ждал и шквал критики, который обрушился на нее со стороны коллег по сцене. Чернокожую девушку часто высмеивали другие участники индустрии, однако саму Рейни это мало волновало. Для певицы важнее была мнение аудитории, а оно было однозначным — на своих выступлениях певица собирала толпы поклонников.
В тот период женщина на сцене всегда была «дополнением» к мужчине, однако Ма Рейни смогла разрушить этот стереотип и на собственном примере доказать, что самодостаточной артистке рядом никто не нужен. В 1916 Рейни разошлась с мужем и начала гастролировать с сольным шоу Madam Gertrude Ma Rainey and Her Georgia Smart Set.
Несмотря на славу и эпатаж, Рейни оставалась весьма скромной женщиной, которая всегда была добра к своим поклонникам. В 1923 году Рейни подписала контракт с Paramount Record Company. В течение следующих пяти лет она записала более 90 песен для этого лейбла, став настоящей «матерью блюза».
Чем Ма Рейни зацепила поклонников
Ма Рейни не боялась погружаться в своих песнях в темы, о которых раньше предпочитали молчать. Рейни пела о проблемах проституции и пьянства, домашнем насилии, убийствах и брошенности.
В 1925 году Ма Рейни оказалась в центре скандала и была арестована чикагской полицией. К счастью, девушке удалось избежать заключения, так как за нее вступилась певица Бесси Смит, которая смогла освободить Рейни под залог. Несмотря на то, что Рейни часто попадала в «горячие точки», поклонники были от нее без ума, а компания Paramount Record Company считала девушку своим самым успешным проектом.

Ошеломительный успех «матери блюза» стал постепенно затухать с развитием кинематографа в 1930-х годах прошлого века. Как только на экраны стали выходить кассовые фильмы, продажи билетов на концерты Ма Рейни стали падать.
Женщина вернулась Джорджию и вышла замуж второй раз. Однако новые отношения Ма Рейни были непубличными и довольно короткими, а потому — о них практически ничего не известно. Ма Рейни скоропостижно скончалась от сердечного приступа в 1939 году, когда ей было уже больше 50 лет.
Наследие «матери блюза»
И хотя Ма Рейни не была первой блюзовой певицей, она совершенно точно стала первой популярной артисткой, включившей этот стиль музыки в свое творчество. Когда женщина ушла из жизни, многие в индустрии восприняли это как огромную личную потерю и это при том, что в конце своей жизни Рейни ушла в тень и выступала нечасто.

«Людям стало очень одиноко после смерти Ма Рейни. Но она оставила маленькую Минни продолжать добрые дела», —пела Мемфис Минни в песне, которую она написала для Рейни в 1944 году.
В 1982 году пьеса Огаста Уилсона «Черный дно Ма Рейни», в которой рассказывается об афроамериканском опыте XX века и певице Ма Рейни в частности, получила Пулитцеровскую премию. В 1990 году «мать блюза» Ма Рейни была включена в Зал славы рок-н-ролла.