Пароходы, повозки и телеги: как люди путешествовали в разные исторические эпохи

Чтобы изучать новое, развлекаться, проповедовать религиозные учения и просто познавать мир — поводов для путешествий у людей всегда было предостаточно.
Древний мир
Древние шумеры в основном передвигались пешком или на лодках, а для перевозки вещей навьючили ослов и других животных. В некоторых случаях особенно богатые купцы использовали четырехколесные повозки.
Египтяне также ходили пешком либо плавали по Нилу на папирусных лодках, а древние греки уже к началу I тысячелетия до н.э. имели приличное количество портов и первых видов судов. По суше же греки передвигались в основном на повозках и телегах.

Больше остальных путешествовали граждане Древнего Рима. В их «автопарке» были самые разные колесницы и повозки в зависимости от бюджета путешественника и объема его багажа. Примерно в 43 году до н. э. в Риме даже появились первые частные транспортные агентства по организации комфортных и безопасных поездок.
Средние века
В Средневековье существенного прогресса в способах путешествовать не произошло. По суше ходили пешком или ездили на повозках, запряженных быками или лошадьми. Для представителей «высшего света» делали закрытые повозки, украшенные бархатом и шелком.
Не изменились в лучшую сторону в то время и дороги, а потому путешествовать можно было только в хорошую погоду, иначе — рискуешь увязнуть в грязи. В некоторых регионах в этот период стали появляться специальные приюты для путников, в которых можно было остановиться на ночь или переждать непогоду. В них работали смотрители, которые в непогоду выходили на дорогу и помогали сбившимся с пути странникам добраться до ночлега.

Кроме того, в Средние века во всю продолжали путешествовать по морю. Тем более — это стало в разы удобнее, ведь у людей появился компас.
В основном путешествия в Средние века были мотивированы религиозными планами. Паломники ходили по святым местам, проповедовали свои взгляды на новых землях и ехали учиться в средневековые университеты.
Эпохи Возрождения и Просвещения
В эти периоды церковь перестала иметь настолько сильное значение, а путешествия стали способом образовательного развлечения. Люди отправились в сухопутные и морские походы, стремясь совершать кругосветные путешествия и открывать неизведанные ранее земли.
И хотя дороги по-прежнему не блестали качеством, количество транспорта неуклонно росло.
При этом путешествовать в эти эпохи стоило в группе — к одиноким путешественникам относились с большим подозрением и нередко отправляли их за решетку.
Новое время
В эпоху Нового времени у путешественников (в особенности у богатых) появились новых виды транспорта. В середине XVII века Париж наладил пассажирское сообщение с 43 городами Франции.
Рынок услуг туризма развивался с новой силой — появились самые разные туристические бюро, круглосуточные гостиницы, таверны и придорожные отели для премиум-гостей с высоким уровнем обслуживания.
Люди начали ездить в групповые туры на комплексный отдых, летать на первых воздушных шарах и ездить на первых паровых повозках.
Особый прогресс происходит в XIX и XX веке, когда помимо парового двигателя, появляются еще и водородный, бензиновый и дизельный. В 1803 году по Сене плывет первый пароход, а в 1819 году на судне «Саванна» путешественники пересекают Атлантический океан.

В 1814 году Дж. Стефенсон строит первую удачную модель паровоза, а в 1825 в Англии появляется первая железная дорога. К 1830-1840-м годам железнодорожное сообщение появляется практически по всей Европе, а во второй половине века — уходит под землю, превращаясь в первое метро.
Развивается также и индивидуальный транспорт — у людей появляются велосипеды и первые машины, доступные единицам. Кроме того, к концу XIX века братья Райт изобретают самолет, чтобы в корне расширяет возможности людей путешествовать.
А дальше — вы и сами все знаете — наступает эпоха новейшего времени, в которой мы живем и путешествуем прямо сейчас.