Столкновение над Боденским озером: авиакатастрофа 2002 года, виновником которой назвали «человеческий фактор»

Для 34-летнего авиадиспетчера Петера Нильсена 1 июля 2002 должно было стать обычным рабочим днем. Мужчина заступил на свою смену в 17:50 по местному времени и начал выполнять свои задачи. В то же время группа детей вместе с сопровождающим по ошибке пропустили свой рейс в московском Шереметьево. В путешествие в Коста-Дораду, недалеко от Барселоны, организованное комитетом ЮНЕСКО, должны были отправиться 52 ребенка из Уфы. Среди них были победители олимпиад, лучшие учащиеся специализированной школы ЮНЕСКО и дети высокопоставленных региональных чиновников.
Чтобы школьники все же добрались до места назначения, специально для них по просьбе турфирмы был организован чартерный рейс BTC2937 из Домодедово. К опоздавшим детям добавились еще 8 пассажиров, также пропустивших свои рейсы в Испанию. Так как рейс был внеплановым — членов экипажа на него собрали из сотрудников, которые разъехались на выходные, ведь по правилам авиации работать на борту могли только отдохнувшие специалисты.
Что привело к катастрофе
Самолет Ту-154М «Башкирских авиалиний» вылетел из Домодедово вечером 1 июля 2002 года. В этот же момент из Бергамо в Брюссель направился грузовой Boeing-757. Управляла движением на этой траектории швейцарская компания Skyguide, та самая, в которой работал Петер Нильсен. Несмотря на то, что отвечать за движение должно было два специалиста, Нильсен был на рабочем месте в одиночестве. Его коллега «по цеху» ушел спать — это противоречило всевозможным правилам безопасности, но было обычной практикой, которую терпели директора Skyguide и чиновники. До этого дня они считали, что ночью, когда рейсов не так много, на посту достаточно и одного диспетчера.

Это было не единственной проблемой — в ту ночь в диспетчерском центре, где сидел Нильсен, не работала значительная часть необходимого оборудования. За несколько минут до катастрофы в центр прибыли технические специалисты, которые стали чинить систему обработки радиолокационных данных на вышке. Такое положение дел означало одно — радар, телефон и системы оповещения были переведены в режим ожидания. То, к каким последствием это приведет, стало понятно уже через считанные секунды.
Момент столкновения в небе над Германией
Из-за работы технических специалистов Петер Нильсен заметил опасное сближение двух бортов слишком поздно. Диспетчер начал общаться с экипажами одновременно с двух рабочих пультов. В попытках решить проблему Нильсен приказал самолету из Башкирии снизиться, чтобы избежать пересечения с «Боингом».
Кроме того, в обоих самолетах в этот момент сработала система TCAS, которая предупредила пилотов о возможном столкновении в течение 25 секунд и дала разрешение Ту-154М немедленно набрать высоту.
Картина получилась следующая:
- TCAS приказала Ту-154М набирать высоту, а Boeing-757 — снижаться.
- Петер Нильсен приказал Ту-154М снижаться.
- Между TCAS и диспетчером пилоты выбрали слушаться диспетчера и начали снижаться вместе с Boeing-757, который, в свою очередь, слушал TCAS.
- Когда пилоты Boeing-757 сообщили Нильсену, что подчиняются инструкциям системы и снижаются, диспетчер не услышал сообщение, потому что в этот момент разговаривал с другим самолетом.

В результате изменилась только высота полета самолетов, а курс столкновения оставался таким же неизбежным. Неминуемую трагедию заметил другой диспетчер из Карлсруэ. Так как внешним сотрудникам нельзя было общаться с самолетами напрямую, он предпринял одиннадцать безуспешных попыток связаться с Нильсеном, однако тот не услышал звукового предупреждения.
В итоге экипаж «Башкирских авиалиний» заметил Boeing-757 за 8 секунд до столкновения. Пилоты попытались набрать высоту, однако этого времени оказалось слишком мало, чтобы избежать катастрофы. Так, в 23:35 по местному времени самолеты столкнулись на высоте 10 634 метра. Вертикальный стабилизатор Boeing-757 оторвался прямо в небе, прорезав фюзеляж Ту-154М перед крыльями. Самолет «Башкирских авиалиний» разломился на части и упал недалеко от Юберлингена, рядом с Боденским озером. Boeing-757 пролетел еще 7 километров после столкновения, а затем упал в лесу недалеко от Тайзерсдорфа. Выживших в обоих самолетах не оказалось.

Расследование, суд и самосуд
Сразу после трагедии представители «Skyguide» отказались брать на себя ответственность, списав произошедшее на неправильные действия российских пилотов. Однако результаты расследования Федерального бюро Германии показало, что виновниками трагедии являются именно диспетчеры компании, а члены экипажа Ту-154М действовали согласно инструкциям.
Суд по делу о катастрофе над Боденским озером состоялся только в 2007 году, через 5 лет после трагедии. По результатам заседания разные меры наказания были выставлены восьми сотрудникам Skyguide. Подсудимые обвиняли в произошедшем Нильсена, а сторона обвинения — халатное отношение к работе и многочисленные нарушения правил безопасности, из-за которых диспетчер оказался один на рабочем месте. Петер Нильсен продолжил работать в Skyguide, но ушел из отдела УВД в отдел анализа безопасности.

В момент катастрофы 2002 года Калоев работал в Барселоне и ждал в гости свою жену Светлану и двоих детей, Константина и Диану, которые так к нему и не прилетели.
В суде Калоев заявил, что изначально пришел к Нильсену за извинениями, вместо которых получил неуважительные высказывания в свой адрес. В результате за свои действия Виталий получил 5 лет и 3 месяца заключения, а позже вышел из тюрьмы по УДО.