Резонансный медицинский прорыв XX века: каким был первый в истории случай успешной трансплантации сердца

В начале декабря 1967 года СМИ всего мира выпустили номера с новостью о важном медицинском прорыве — ученым впервые в истории удалось провести успешную трансплантацию сердца от человека к человеку. Рассказываем об этом выдающемся событии в мире кардиохирургии.
Резонансный медицинский прорыв XX века: каким был первый в истории случай успешной трансплантации сердца
AP
Несмотря на то, что первый пациент с пересаженным сердцем прожил всего 18 дней после операции, сам факт успешной пересадки поселил по всему миру надежду, что трансплантация сердца рано или поздно станет действенным и распространенным методом лечения.

Дело было в ЮАР, в кейптаунской больнице Groote Schuur. Там в ночь со 2 на 3 декабря 1967 года кардиохирург Кристиан Барнард провел первую в мире операцию по пересадке сердца от человека к человеку. Информация об этом случае быстро разлетелась по СМИ всего мира, став самой резонансной медицинской новостью в истории. Подробные описания всех аспектов операции о отчетов о ходе послеоперационного лечения пациентов активно публиковались в самых разных газетах в течение нескольких недель после громкого события.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хирург Кристиан Барнард: от медицинских экспериментов на собаках до пересадки сердца человеку

Будущий хирург родился в 1922 году в городе Бофорт-Уэст на юге ЮАР в семье священника и учительницы. Еще в юношестве Кристиан определился со своим призванием и окончил медицинские факультеты университетов в Кейптауне и в Миннесоте.

В 1945 году парень попал на стажировку в больницу Groote Schuur — в ту самую, где через 22 провел первую успешную трансплантацию сердца. После окончания стажировки Барнард несколько лет работал терапевтом в южноафриканском Сиресе, после чего снова вернулся в Кейптаун, где стал одновременно трудиться в городской больнице и департаменте Groote Schuur как регистратор.

В 1953 году Крис Барнард получил докторскую степень в области медицины за диссертацию «Лечение туберкулезного менингита», а затем — увлекся экспериментами, которые стали менять всемирную медицину.
Кристиан Барнард
Кристиан Барнард
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первое крупное достижение хирурга было не таким громким, как трансплантация сердца, но при этом не менее важным. После 43 неудачных попыток мужчина смог впервые вылечить кишечную атрезию, проводя опыты на собаках. В результате метод Криса Барнарда по удалению небольшого участка кишечника с недостаточным кровоснабжением стал общепринятым способом спасения жизней хирургами по всему миру.

В 1955 году медика пригласили работать в США, где он провел три году и параллельно с этим получил степень магистра.В 1958 году мужчина вернулся в ЮАР в уже «родную» больницу Groote Schuur где стал заведующим отделения экспериментальной хирургии и основателем программы хирургии открытого сердца. В 1961 году врачу предложили первую должность, связанную с преподаванием — он стал заведующим отделением кардиоторакальной хирургии в учебных больницах Кейптаунского университета. Еще через год Барнард стал доцентом кафедры хирургии в том же учебном заведении.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Госпиталь Groote Schuur
Госпиталь Groote Schuur
Clinics Cardive Publishing

Перед тем, как провести первую успешную операцию по трансплантации сердца человеку, Крис Барнард «тренировался» на собаках, проведя хвостатым подопытным 48 похожих операций.

Как проходила первая трансплантация сердца от человека к человеку 3 декабря 1967 года

Ночь со 2 на 3 декабря 1967 года в больнице Groote Schuur стала по-настоящему знаменательной, а Крис Барнард — превратился в одного из самых известных медиков своего времени. В тот момент мужчина провел первую в мире ортотопическую трансплантацию сердца от человека к человеку. Пациентом мужчины стал 53-летний Луис Вашкански с тяжелой коронарной недостаточностью.

Сегодня такого пациента оценили бы как не самого идеального реципиента для первой операции подобного уровня сложности. Мужчина был заядлым курильщиком с заболеваниями периферических сосудов, а также страдал от диабета. Кроме того, его массивный отек требовал дренажа с помощью игл, вводимых в подкожные ткани голеней, где в местах проколов у мужчины появились инфицированными язвами.

Луис Вашкански
Луис Вашкански
GettyImages
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Донором сердца стала молодая девушка Дениз Дарвалл, которая накануне попала в аварию и получила черепно-мозговую травму, не совместимую с жизнью. В качестве донора ее посоветовал нейрохирург, констатировавший летальную травму мозга. В те годы в ЮАР, как и во многих других странах, не было законов, касающихся смерти мозга и трансплантации органов. Чтобы не рисковать врачебной лицензией, Барнард пригласил судебного патологоанатома в операционную, где официально была прекращена вентиляция донора. Кровяное давление девушки стало неуклонно падать, а сердце остановилось. Судмедэксперт констатировал смерть, после чего ассистенты Барнарда вскрыли грудную клетку погибшей, включили насосно-кислородную поддержку, охладили сердце до низкой температуры и извлекли его.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В тот же момент в соседней операционной к манипуляции был подготовлен Луис Вашкански. «Операция века» продлилась пять часов и, несмотря на свою сложность, прошла гладко без каких-либо осложнений. Во время операции не было сделано ни одной фотографии, из-за чего свидетельств этого исторического процесса не сохранилось.

Первая в истории успешная трансплантация сердца
GettyImages
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Уже через 48 часов после окончания операции в Кейптаун приехали представители крупнейших мировых СМИ, а Барнард стал известным на весь мир человеком. Фотография медика и его ассистентов появились на обложках журналов Time, Life, Newsweek и многих других.

В момент пока пресса следила за Барнардом, сам врач внимательно наблюдал за своим пациентом. Раннее восстановление Луиса Вашкански проходило замечательно: периферический отек быстро спал, а сердце — функционировало «как родное». Однако радость продлилась недолго — уже через 2 недели состояние пациента стало сильно ухудшаться, когда у мужчины появились рентгенографические инфильтраты в легких.

Решив, что такая реакция была вызвана отторжением организмом органа, бригада по ошибке стала лечить несуществующую проблему. На деле же у мужчины развилась двусторонняя пневмония, от которой он скончался на 18-й день после проведенной операции.

Несмотря на такой печальный итог событий, первая пересадка сердца и последующие исследования Барнарда и его коллег заложили основу для того, чтобы трансплантация сердца стала общепризнанной формой терапии заболеваний сердца в конечной стадии.