«Кровавое воскресенье»: событие, с которого 120 лет назад началась Первая русская революция
Недовольства среди угнетенных и порабощенных рабочих зрели уже давно, однако главной причиной для организации шествия стало незаконное увольнение четырех рабочих с Путиловского (сегодня Кировского) завода.
С чего началась январская забастовка
Забастовка началась 3 (16) января 1905 года, когда члены Собрания русских фабрично-заводских рабочих решили не закрывать глаза на незаконное увольнение с предприятия их товарищей. Георгий Гапон, руководитель рабочего движения, и его единомышленники решили повлиять на ситуацию мирным путем, однако администрация завода наотрез отказалась слушать их предложения.
Такое отношение со стороны власть имущих только подлило масла в огонь и вынудило протестующих выдвинуть довольно широкий список требований. В него вошли: сокращение длины рабочего дня, отмена сверхурочных работ, повышение заработной платы и улучшение условий труда. Вскоре про забастовку узнали рабочие на других предприятиях Санкт-Петербурга.
Рабочее движение существовало в сотрудничестве с социал-демократами, поэтому 5 (18) января Центральный комитет РСДРП призвал сотрудников Путиловского завода не сдаваться в своей борьбе, а сотрудников других предприятий столицы — присоединиться к забастовке.
Ответственность за решения по борьбе с рабочим движением Николай II переложил на военное командование Петербурга, а то решило жестко подавить забастовку, чтобы она не превратилась в революцию. Как мы уже прекрасно знаем из истории, — все получилось ровно наоборот.
Для борьбы с восставшими рабочими в Петербурге были сосредоточены 20 батальонов пехотинцев и еще столько же — кавалерийских эскадронов. Вечером накануне «Кровавого воскресенья» некоторые представители интеллигенции попытались отговорить чиновников расстреливать взбунтовавшихся рабочих, однако прислушиваться к ученым и писателям никто не захотел.
Подготовка к воскресной демонстрации
Георгий Гапон вместе со своими соратниками готовился к мирной демонстрации, запланированной на 9 (22) января. План был довольно простой и безобидный — дойти огромной толпой трудящихся до Зимнего дворца и выдать Николаю II петицию с требованиями рабочих.
Документ был составлен самим Гапоном при поддержке представителей РСДРП. Главными помощниками стали журналисты Стечкин и Матюшенский. Петицию составили в стиле церковной проповеди с политическими и социальными требованиями.
В документе от лица рабочих описывалось тяжелое и угнетенное положение представителей рабочего класса, которые до последнего терпели произвол своих хозяев. Далее заявлялось, что демонстрация и петиция — последние надежды народа разрушить стену между ним и императором путем введения народного представительства.
В последние минуты в петицию также были добавлены требования обеспечить в стране свободу печати, отделить церковь от государства и закончить Русско-японскую войну. Своими подписями бумагу поддержали десятки тысяч рабочих с самых разных предприятий.
Петиция редактировалась до позднего вечера 8 (21) января. Финальный текст распечатали на 12 экземплярах, которые планировалось вручить непосредственно императору. Сам Гапон понимал, что мирное шествие могут разогнать, однако никто не рассчитывал, что цена борьбы за свои права окажется настолько высокой.
«Кровавое воскресенье»: каким было 9 (22) января 1905 года
Конечно, сам Николай II встречаться с толпой рабочих был не готов — такие волнения, пусть и самые мирные, крайне пугали императора. Опасаясь штурма и других радикальных действий со стороны протестующих, Николай II решил спрятаться в Царском селе — подальше от эпицентра событий.
Испугавшийся народных масс, Николай II мог бы встретиться лично с Гапоном и его соратниками, однако делать он этого не стал. Именно такой порядок действий и отношение к ситуации сделали тот день — кровавым, а саму империю — привели к революции.
Наконец настал заявленный день демонстрации. Утром 9 (22) января рабочие со всего города собрались на окраинах и выдвинулись в самое сердце столицы — к Зимнему дворцу. В первых рядах демонстранты держали портреты царя и иконы, чтобы заявить — «движение мирное, мы хотим разговора». Несмотря на то, что солдаты стояли по всему городу, стрельбы от них никто не ждал, именно поэтому рабочие на свой страх и риск выходили на демонстрацию с семьями. Однако у власть имущих были другие планы и решения, которые на момент начала шествия уже были приняты.
Атака началась, когда колонна, во главе которой шел Георгий Гапон, продвинулась до Нарвских ворот. Там кавалерия открыла огонь по рабочим — сначала протестующие попробовали продвинуться дальше, но вскоре в панике разбежались. В этот моменты солдаты стреляли уже и в других районах, из которых шли рабочие, а также перед Зимним дворцом, к которому уже успело дойти довольно много людей.
Всего в тот день было убито по меньшей мере 130 человек — это был первый случай такого массового убийства людей, которые вышли на мирную демонстрацию с просьбами к царю, в Российской империи. При этом сам руководитель восстания, Георгий Гапон, находившийся во главе колонны, остался жив.
Информацию о произошедшем в Санкт-Петербурге в то воскресенье скрыть было невозможно, поэтому новости с помощью «сарафанного радио» быстро разлетелись по стране. Это окончательно подорвало веру народа в императора и привело к новым волнам забастовок по всей стране.
Чтобы хоть как-то выровнять положение, Николай II все же принял несколько мелких мер по улучшению условий труда. Конечно, такие действия были ничтожно малы по сравнению с растущим в стране негодованием. На каждое новое восстание приближенные царя отвечали все теми же репрессивными мерами, из-за чего в империи постепенно начиналась первая в русской истории полноценная революция.