18+

«Братский приют» в Южной Корее: история жуткого социального центра для бродяг, бедняков и сирот

После того, как в декабре 2024 года Netflix выпустил второй сезон полюбившегося многим сериала «Игра в кальмара», в сети появилась довольно популярная версия о правдивой истории, на которой основан сюжет картины. И хотя режиссер сериала Хван Дон Хёк официально не подтвердил эту теорию, жуткие факты о «Братском приюте» действительно напоминают события, показанные в сериале.
«Братский приют» в Южной Корее: история жуткого социального центра для бродяг, бедняков и сирот
Brothers Home Welfare Center Incident Countermeasures Committee
Мы расскажем о «Братском приюте» без привязки к сериалу — как отдельную, кипятящую в жилах кровь, историю.

В 1970-х годах в Южной Корее появилось частное учреждение со статусом «центр социального обеспечения» под названием «Хёнчже Бокдживон» («Братский приют»). Несмотря на прикрытие благими намерениями, на деле — это был жестокий центр заключения, в котором тысячи людей годами содержались против своей воли.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что такое «Братский приют» в Южной Корее

Оправившись от ран Корейской войны 1950-х годов, к 1980-м годам Южная Корея переживала момент экономического подъема. В государстве рос уровень жизни населения, а вся страна находилась в предвкушении Азиатских игр 1986 года и Олимпийских игр 1988 года в Сеуле. Эти спортивные мероприятия правительство воспринимало как возможность провести некий «ребрендинг» страны, изменив восприятие Южной Кореи на международной арене. Однако за попытками «обелить» репутацию государства порой скрывались не самые благоприятные истории. «Братский приют» — яркое тому подтверждение.

«Братский приют» в Пусане, январь 1987 года.
«Братский приют» в Пусане, январь 1987 года.
Korea Times file
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все началось с того, что в апреле 1981 года в офис Нам Дак У, который в тот момент занимал пост премьер-министра, пришло письмо от президента Чун Ду Хвана, бывшего генерала, пришедшего к власти в результате военного переворота за год до этого. В обращении политик просил властей разработать и принять меры, «пресекающие попрошайничество и защищающие бродяг».

Довольно быстро поручение было выполнено. В стране вышел указ, разрешавший местным правоохранителям произвольное задержание бродяг и транспортировку их в соответствующие места. Такими местами стали социальные центры, основанные в нескольких городах страны. Зачастую эти учреждения были частными и получали субсидии от правительства на довольно крупные суммы — в зависимости от того количества людей, о которых «заботились». Параллельно с этим деньги выделялись и на вознаграждение полицейских, которые «очищали» улицы и отправляли людей в такого рода учреждения.

widget-interest

Согласно документам, в центры социального обеспечения свозили людей без определенного места жительства, инвалидов, бедняков и детей-сирот. Однако на деле все было немного иначе — зачастую в «приюты» попадали даже обычные граждане, которые просто не смогли предъявить сотруднику полиции удостоверение личности. 

Одним из самых крупных подобных центров был тот самый «Братский приют» («Хёнчже Бокдживон»), расположенный неподалеку от жилого района в юго-восточном портовом городе Пусан. Пак Ин Гын, управляющий центра, заявлял, что цель учреждения — накормить, одеть и обуть тех, кто оказался в тяжелой ситуации. По документам, каждый человек отправлялся в «Братский приют» всего на год, после чего — выпускался обратно в общество для социализации и самостоятельного устройства своей жизни.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На деле — «Братский приют» был больше похож на концентрационный лагерь, где около 40 000 человек содержались в по-сути тюремных условиях без суда и следствия. Заявленный изначально год превращался для бедолаг в нескончаемые месяцы тяжелого труда — многие из заключенных «Братского приюта» смогли оказаться на свободе только в 1987 году, когда деятельность подобных центров была официально запрещена по всей стране.

Владелец «Братского приюта» Пак Ин Гын вместе с женой.
Владелец «Братского приюта» Пак Ин Гын вместе с женой.
Brothers Home Welfare Center Incident Countermeasures Committee
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что происходило за стенами «Братского приюта»

Закрыть такие центры социального обеспечения было решено после скандала, произошедшего в 1987 году, когда 30 сбежавших заключенных рассказали о том, что на самом деле происходит за стенами заведений, обещающих «заботиться» об уязвимых слоях населения.

Вскрылось, что полицейские, которые отправляли людей в такие центры, зачастую состояли в сговоре с персоналом заведений и получали определенный процент за каждого приведенного человека. Из-за этого поимка людей часто доходила до абсурда — в учреждения попадали не только бродяги и бедняки, но и обычные люди, оказавшиеся в неподходящем месте в неподходящее время.

Владелец «Братского приюта» Пау Ин Гын незаконно растрачивал государственные субсидии и принуждал заключенных центра к тяжелому физическому труду для собственного обогащения. Мужчину также обвиняли в жестоких избиениях, убийствах заключенных и тотальном нарушении прав человека в «Братском приюте». Освободившиеся постояльцы рассказывали, что в стенах «Братского приюта» происходили торговля людьми, принудительное лечение, физическое и сексуальное насилие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Детей, работающие на фабриках, построенных внутри «Братского приюта».
Детей, работающие на фабриках, построенных внутри «Братского приюта».
Brothers Home Welfare Center Incident Countermeasures Committee

Из-за царившей в «Братском приюте» дедовщины получить наказание можно было не только от персонала, но и от так называемых «взводных лидеров», заключенных, которые смогли получить власть над другими. Еды на всех зачастую не хватало — питались люди по принципу: «первый пришел — первый получил».

Заключенных, доставленных в лагерь, заставляли днем и ночью работать на фермах и фабриках, жестоко наказывая за каждый проступок.

Самой страшной и дикой частью жизни в «Братском приюте» были игры, которые начальство устраивало, чтобы устроить зрелище себе и своим высокопоставленным друзьям.

Выжившие заключенные рассказывали, что на каждого игрока делались вставки, а потому за проигрыш или неудачное выступление людей ждало физическое наказание вплоть до летального исхода. Вероятно, именно из-за подобных игр фанаты «Игры в кальмара» видят в сериале отсылки к этой страшной странице из истории Южной Кореи.

Расследование о происходившем в приюте

До сих пор многое из истории «Братского приюта» и завдений, похожих на него, остается нераскрытым. В 2022, спустя 35 лет после первого расследования южнокорейской прокуратуры, специально установленная комиссия впервые подтвердила факт смерти по меньшей мере 657 человек в частном заведении под названием «Братский приют» в период с 1975 по 1986 годы. Независимые исследователи утверждают, что цифра погибших на самом деле может быть больше, так как тела значительной части жертв были уничтожены с помощью кремирования или кислоты. Так как полноценное расследование ведется всего несколько лет, вероятно, миру только предстоит узнать страшную правду о том, что происходило за стенами «Братского приюта» и подобных учреждений.

Предположительно — заключенные «Братского приюта».
Предположительно — заключенные «Братского приюта».
Brothers Home Welfare Center Incident Countermeasures Committee

Несмотря на то, что комиссия признала вину и ответственность государства в произошедшем и установило обязательную сумму выплат жертвам «Братского приюта», политики так и не принесли официальных извинений пострадавшим и их родственникам и продолжают обжаловать решение суда о компенсации.