Первая иранская женщина-министр: история Фаррухру Парсы
Несмотря на то, что Фаррухру Парса довольно рано ушла из жизни и не успела сделать многое из задуманного, за годы своей активной деятельности она кардинально поменяла качество жизни иранских женщин. Более того — она вдохновила потомков на продолжение своего дела, например, именно ее примером восхищались правозащитница Махназ Афхами и лауреат Нобелевской премии мира 2003 года Ширин Эбади.
Дочка суфражистки и учительница биологии: кем была Фаррухру Парса
Фаррухру Парса появилась на свет 21 марта 1922 года в городе Кум. Девочка была дочкой Фахр-Афаг Парсы — известной активистки, выступавшей за права женщин, и журналистки издания «Мир женщин». Фаррухру родилась, когда ее мать находилась под домашним арестом из-за религиозного давления со стороны не согласных с высказываниями Фахр-Афаг.
В школу Фаррухру пошла в Тегеране, где на тот момент происходила активная модернизация практически всех социальных сфер. Ключевым «символом» нового времени стал закон 1936 года, отменивший обязательное ношение хиджаба. Женщинам казалось, что победа в борьбе за свои права все ближе, а впереди их ждет только светлое будущее.
После окончания школы девушка поступила в Тегеранский университет и стала учиться на врача. В 22 года она вышла замуж за Ахмажа Ширина и родила мужчине четверых детей. Для заработка денег Фаррухру подрабатывала учительницей биологии в школе для девочек «Нурбахш», а в 1950 году устроилась в школу имени Жанны Д’Арк. Когда дети подросли, а у Фаррухру появилось свободное время, она начала преподавать науку в женских колониях. Еще через несколько лет женщину назначили директором той самой школы «Нурбахш».
Политическая деятельность Фаррухру Парсы
В 1960-е годы в Иране наступило время, названное Белой революцией. Под руководством шаха Мохаммеда Реза Пехлеви в стране произошел ряд умеренно либеральных изменений. Тогда же, в 1962-м году, Фаррухру Парса присоединилась к одной из политических партий, получившей название «Иране новин». В тот момент женщина стала одной из первых женщин-депутатов и начала заниматься делами комитета по бюджету, культуре и семье. В своей работе Парса яро боролась за предоставление женщинам избирательного права, которое те получили на референдуме в 1963 году.
Несмотря на то, что большая часть населения приняла эти реформы весьма позитивно, представителям консервативных и яро религиозных взглядов такие изменения не понравились. Протесты, которые те пытались организовать, были жестоко подавлены, а лидер оппозиционного движения отправился за решетку.
В первый год своей политической работы на посту министа Фаррухру поспособствовала принятию закона «О защите семьи». Если раньше подать на развод мог только мужчина, теперь — это было доступно обеим сторонам. Решение об опекунстве над детьми передавалось не «автоматически» мужчине, а выносилось судом. Кроме того, благодаря закону возраст разрешенный для вступления в брак был поднят — для женщин с 13 до 18 лет, для мужчин — с 15 до 21 года. Еще одна важная особенность — с 1967 года иранская женщина по разрешению медицинских работников имела полноценное право на оборот. Религиозно настроенные иранцы снова были крайне не согласны — они заявляли, что установленные министром образования правила противоречат шариату.
Обвинения и казнь Фаррухру Парсы
В 1975 году Парса добровольно ушла с поста министра, чтобы передохнуть и посвятить достаточно времени мужу и детям. Несмотря на то, что женщина планировала вернуться к политическим делам позднее, сделать это у нее уже не получилось. В 1979 году в Иране произошла печально известная Исламская революция, после которой жизнь в стране изменилась на 180 градусов.
Уже через 5 дней после окончания революции, 16 февраля 1979 года, Фаррухру Парса была арестована новым исламским правительством. Решение о задержании женщины и множества других «неугодных» политических деятелей выносил председатель Исламского суда Садек Халхали. Для задержания не нужны были ни доказательства, ни следствие — лишь воля председателя.
Несмотря на то, что Фаррухру была частью свергнутой политической силы, у нее были связи и среди новых правителей. Так, во время ее пребывания на посту, Министерство образования спонсировало Исламский центр в Гамбурге, директором которого был новый судья Верховного суда страны. Именно поэтому женщина надеялась, что суд проявит справедливость и встанет на ее сторону.
Однако ожидаемого не произошло — все те, кого Парса считала своими «товарищами» выступили с обвинениями против женщины, из-за чего та была осуждена за «разграбление государственной казны», «участие в принятии антинародных законов», «превращение системы образования в зависимую от империалистической культуры» и «разжигание коррупции и распространение проституции». Под последним имелось в виду совсем не то, что обычно вкладывают в это слово. Проиституцией новые власти считали участие женщин в политических делах.
Никаких доказательств представлено не было — причиной к назначаению смертной казни стали лишь слова свидетелей. Сама Фаррухру Парса виновной себя не признала. Больше года женщина просидела в тюрьме Эвин, ожидая своей казни, которая была назначена на 8 мая 1980 года. В тот день Фаррухру Парсу два раза пытались казнить виселицей, но после двух неудавшихся попыток — застрелили.