«Трезвость — норма жизни»: как в СССР боролись с пьянством с помощью «сухого закона»

В 1985 году в СССР был дан старт официальной борьбе с пьянством. По всей стране стали массово закрывать профильные магазины, а на банкетах и других мероприятиях — предлагать гостям исключительно безалкогольные напитки. У противоалкогольной кампании были как положительные, так и отрицательные результаты, однако в целом ее чаще называют провалившейся, чем удачной.
«Трезвость — норма жизни»: как в СССР боролись с пьянством с помощью «сухого закона»
Русская семерка
Кампания 1985 года была третьей попыткой победить алкоголизм в СССР. До этого похожие меры вводились в 1958 и 1972 годах.

Документ, давший старт борьбе с пьянством, был выпущен Президиумом Верховного Совета СССР 16 мая 1985 года буквально через два месяца после того, как к власти в стране пришел Михаил Горбачев. Позже к указу был добавлен еще один документ — постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». Совершенно запретить продажу алкогольной продукции не рассчитывали, однако планировалось в разы сократить производство и продажу алкоголя. Инициаторами «противостояния» пьянству были члены Политбюро Михаил Соломенцев и Егор Лигачев.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Политики, затеявшие эту кампанию, объясняли решение целым рядом причин. По словам Егора Лигачева, к 1985 году из-за заметно выросшего пристрастия советских граждан к алкоголю в стране выросло число случаев нарушений рабочего порядка, преступности и смертельных заболеваний.

Борьба с алкоголизмом в СССР
Wikimedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С чего началась борьба с пьянством

Для разработки мер в 1983 году была созвана специальная комиссия Политбюро. Цифры, обсуждаемые на собраниях комитета, были совсем неутешительными. Так, по статистике, каждый год в вытрезвители попадало около 107 000 взрослых и 370 000 молодых людей, а около 1,5 миллиона граждан проходили лечение от алкоголизма в специальных медицинских учреждениях. С той же скоростью, с которой росли объемы употребления алкоголя, росло число преступлений и снижалась продолжительность жизни.

Сыграла определенную роль в вопросе и финансовая сторона. Оказалось, что с продажи алкоголя в бюджет «капает» лишь 5 миллиардов рублей, тогда как «утекает» из него из-за пьянства ценных 30 миллиардов.

Первые меры наказаний, разработанные комиссией, были вынесены на всеобщее обсуждение на заседании Политбюро за месяц до выпуска указа, в апреле 1985 года. Тех, кто будет нарушать новые законы, предлагали нехило штрафовать, увольнять с работы и даже выдворять из партии. Особенно сильные меры касались людей, занимавших руководящие посты, обычным работягам планировали выставлять только финансовые наказания, удерживая по 20% с заработной платы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Сухой закон в СССР
Русская семерка
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как выполнялись разработанные меры

Ответ на этот вопрос простой — везде по-разному. В столице и других крупных городах к этому вопросу подходили более серьезно. Например, в Москве было принято решение закрыть ликеро-водочные магазины и продавать алкогольную продукцию всего два часа в день. такие правила, конечно, вызывали волны негодования у простого народа. Люди искали меры обхода законов, высмеивали борьбу с пьянством в творчестве и называли Горбачева «минеральным секретарем».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первые негативные последствия слишком «жестких», как оказалось, мер были заметны уже в первые недели после принятия закона. С полок продуктовых магазинов стал пропадать сахар, а подпольно варить самогон начали даже те, кто раньше и не думал заниматься подобным. Уже спустя несколько десятилетий Горбачев признал, что вместо такой стихийной кампании политикам стоило вводить плавные и долгоиграющие меры, приучая население к жизни без алкоголя, а не забирая у простого советского человека в один момент то, к чему он так привык.

Однако были и положительные результаты. Какими бы болезненными ни были меры, именно в период их действия в стране родилось на 500 000 детей больше, чем обычно, а продолжительность жизни увеличилась благодаря снижению процента случаев сердечно-сосудистых заболеваний. Вместе с этим статистика тех лет показывала, что лишенные алкоголя люди стали более ответственно относиться к работе и реже совершать противозаконные действия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Агитплакат времен «Сухого закона»
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В целом в период ведения борьбы с пьянством производительность труда увеличилась на 1%, из-за чего в бюджет СССР каждый год поступали дополнительные 10 миллиардов рублей.

Пропаганда отказа от спиртного и споры между политиками

Борьба с пьянством не ограничивалась одними лишь запрещающими законами. Чтобы привить населению культуру безалкогольной жизни, началась массовая пропаганда с призывами отказаться от употребления ликеро-водочной продукции.

Главный лозунг кампании «Трезвость — норма жизни» печатали на почтовых марках, а просветительские статьи о вреде спиртных напитков и их пагубном влиянии на советское общество писали в газете «Правда».
Марка с лозунгом «Трезвость — норма жизни»
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самым скандальным вопросом тех времен была вырубка виноградников. Эта тема, завязанная не столько на борьбе с алкоголизмом, сколько на лишении людей рабочих мест, была самой горячей для обсуждений. До сих пор выяснить, кто прав, а кто виноват — довольно сложно. Политики, выступавшие «за» компанию, уверяли, что вся информация по вырубке виноградников на юге СССР — это провокационные «вбросы», а политики, критикующие закон, предоставляли доказательства о случаях уничтожения плантаций. По разным данным, сегодня можно сказать, что около 30% виноградников все же пострадали в результате той самой кампании. Кроме того, нельзя было не заметить ухудшение международных связей с Венгрией, Румынией и Болгарией, которые до 1985 года были главными поставщиками зарубежного вина в СССР.

Чем закончилась кампания по борьбе с алкоголизмом

Обществу закон, грубо говоря, не понравился. Так, из-за всеобщего недовольства кампанию стали понемногу сворачивать. В конечном счете жесткие запреты исчезли в 1988 году. Несмотря на активную пропаганду здорового образа жизни, которая велась все эти годы, продажи алкоголя резко взлетели, а люди — снова массового пристрастились к спиртному.

Несмотря на то, что долгосрочными результаты кампании не получились, значительное количество положительных результатов все же наблюдалось. Так, например, по оценкам ученым, за годы проведения кампании было спасено примерно 1,38 миллиона человеческих жизней, а уровень рождаемости повысился до 2,2 детей на одну женщину.