«Каждое утро в нашем заведении начинается одинаково»: как косметика завоевывала сердца модниц в СССР
В первые годы после Октябрьской революции косметику и все связанное с ней приписывали мещанам, а потому — активно осуждали. Власть решила, что женщина-работница нового, советского, образца не должна наносить на свое лицо «краски», свойственные нэпмашнам.
Такую идею быстро подхватили самые идейные активисты на местах — пропаганда «против косметики» широко велась в профсоюзах, на комсомольских собраниях, в прессе и на агитплакатах. Однако желание девушек украшать себя с помощью косметики было сильнее, а потому они продолжали тайком использовать пудру и другие косметические принадлежности.
Косметика VS Большевики — 1:0
К середине 1920-х большевики окончательно проиграли косметике. В этот период модные советские журналы стали печатать рекламу румян и помады, а по стране стали открываться фирменные магазины государственного треста «эфира жировых эссенций» (более известного как ТЭЖЭ). Конкуренцию им составляли более мелкие акционерные общества.
Производимые в то время косметические продукты были вдохновлены европейскими брендами и товарами дореволюционных времен. Пудру Kiska Адольфа Лемерсье, которую обожали модницы времен империи, теперь производила государственная производственная организация. Самые осведомленные девушки покупали заграничный товар — найти его можно было на Сухаревском рынке в Москве или в портовых городах.
Ситуация с косметикой в довоенные годы
К 1930-м годам бороться с косметикой перестали. Теперь умеренный уход за кожей лица и тела стали считать нормой для культурной советской женщины. Конечно, яркий макияж никто не жаловал, а вот припудренное лицо с выщипанными бровями и подкрашенными губами уже транслировали как эталон, на который стоит равняться.
В довоенные годы ТЭЖЭ переживал свое лучшее время — косметика «бренда» продавалась практически во всех городах Союза и задавала все основные тренды в индустрии красоты и моды.
Для тех, кто не хотел (или не мог) покупать фабричную косметику, в журналах стали публиковать рецепты и советы по производству самодельных средств. Так, например, хозяйкам предлагали самостоятельно изготавливать для себя тушь из гуталина и хозяйственного мыла.
Прервала такое активное развитие моды на косметику Великая Отечественная война. В годы боевых действий выпуск продукции «для красоты» был совершенно не в приоритете. Однако и в военные годы в некоторые магазины все же поступали небольшие партии губных помад.
Возвращение моды после войны
В послевоенные годы, когда многие женщины остались без кормильцев семей, конкуренция за мужчин обострилась, а вместе с ней — вернулась потребность в косметике. Вместе с этим менялась мода на сами средства, так, к 1950-м вместо «алого» и «морковного» производители уже стали предлагать расширенные палитры помад с самыми разными оттенками.
Оправившись после войны, производства снова включились в работу и стали производить другие косметические средства. В тот же момент вернулась мода на пудру. пользоваться которой стали много и обильно. Средство в миниатюрной и красивой пудренице стало считаться элементом достатка.
Конечно, разнообразие косметики и зарубежные продукты (например, поставки из Китая) были доступны совершенно небольшому богатому классу людей. Однако девушки из рабочего класса продолжали находить способы раздобыть косметику, пользовались ей не так активно и очень бережно.
Косметика в 1960-е годы
К 1960-м годам мода на использование косметики окончаельно распространилась по самым разным, и даже довольно отдаленным, регионам Союза. Подражая западным модницам, отечественные кокетки учились подводить глаза и рисовать стрелки, а производители предлагали расширенный ассортимент товаров.
Теперь на полках магазинов появилась уже не просто белая пудра, а пудра нескольких оттенков: от самых светлых до темных, для представительниц загорелой кожи. Вместе с этим стали появляться первые жидкие средства, например, тональные крема и крем-пудры (однако из-за короткого срока годности по сравнению с твердыми продуктами, позволить себе их снова могли единицы).
Новым витком моды стала разноцветная тушь — от синей и фиолетовой до зеленой. Однако продукт хоть и был красивым, отменным качеством он не отличался, а потому многие девушки продолжали изготавливать тушь самостоятельно дома. В продаже появились тени для век. Несмотря на разнообразие «приглушенных» оттенков, многие девушки отдавали свое предпочтение серым и голубым цветам.
В эпоху правления Брежнева осуждать использование косметики в журналах и газетах перестали. Единственное, что можно было встретить в прессе в тот период — призывы не краситься «вызывающее» и не заниматься «наведением марафета» на рабочем месте.
Особой популярностью в те годы пользовалась «тушь-плевалка». Такое название продукт получил от народа. Дело в том, что сама тушь была твердой. Чтобы сделать ее пригодной для использования, в продукт необходимо было добавить немного воды, однако большинство девушек выбирали не «заморачиваться» и просто плевали в тушь.
Косметика в годы позднего СССР
В конце 1970-х годов модницы столкнулись с неожиданным и неприятным дефицитом — на фабриках внезапно хакончились тюбики для губной помады. Вместе с этим не успевали предприятия удовлетворить спрос и на другие продукты по типу туши, теней и пудры. Проблема была простой — производственные мощности просто не успевали за таким быстрым ростом популярности подобных товаров среди женского населения Союза.
Особую лепту на «сумасшедший спрос» внесла мода 1980-х. В ту пору среди молодежи в тренде был яркий макияж. После того, как в 1988 году закон «О кооперативах» разрешил создание частных предприятий, производство и продажа косметики стали считаться одними из самых прибыльных бизнесов. Несмотря на то, что качество товаров было весьма посредственным, девушки активно «выносили» из магазинов желанные косметические средства.
Перед развалом СССР на рынок советской косметики пришли иностранные бренды с высокими ценами, но уникальными и качественными продуктами. А дальше — произошел 1991 год, когда вместе с Союзом ушла и «советская косметика».