«Руссо туристо облико морале»: как обстояли дела с зарубежным туризмом в стране Советов
Однако и тут был нюанс — даже если советский человек накопил достаточно денег для поездки зарубеж, просто так прийти в офис «Интуриста» и приобрести путевку он не мог. Такие «предложения» раздавались профсоюзами только за особые заслуги на предприятиях. Однако и на этом квест только начинался.
Что нужно было сделать советскому человеку, чтобы оказаться за границей
В первую очередь будущему туристу следовало доказать, что он — примерный и преданный партии гражданин, способный показать иностранцам образ «идеального» советского человека. Для этого ему нужно было получить специальную характеристику на месте работы, а после — утвердить ее в районном комитете КПСС и областном КГБ. Если все эти инстанции бумага прошла — ее отправляли а обком партии — там и выносился финальный вердикт.
Однако одними бумажками процесс проверки личности не заканчивался, нужно было еще и успешно пройти личное собеседование. На нем проверялось, какие мировоззренческие мнения человек сможет транслировать иностранцам и как будет отстаивать их в дискуссии. Для второго, конечно, требовались знания истории родной КПСС и основные моменты из истории той страны, в которую гражданин собирался поехать.
На этом этапе поводом для отказа могло послужить что угодно — здесь решали не четкие критерии, а человеческий фактор и субъективная оценка комиссии.
Если же все эти этапы были успешно пройдены, туристу оставалось только получить медицинскую справку, которая подтверждала, что человек может спокойно отправляться в дальнюю поездку. Естественно, во всем этом процессе присутствовали коррупционные схемы. Часто путевки распределялись «по блату» или в обмен на какую-либо услугу. И даже у тех, кто вроде как получал свою заветную путевку честным путем, была традиция — обязательно привезти подарок из-за рубежа тому, кто вручил эту путевку (например, руководителю предприятия, который выделили именно этого сотрудника).
Куда ездили советские граждане
В теории — у «Интуриста» было довольно много самых разных туристических направлений, на практике — выбора гражданам не представлялось. Получить путевку куда-нибудь — это уже редкость и огромное везение, поэтому о выборе направления никто и не думал мечтать.
Еще одна страна, в которую часто давали путевки — Югославия. Она хоть и не входила в ОВД, но считалась дружественной. Кроме того, выбор направлений мог меняться из года в год и крайне зависел от внешней политики СССР.
Сколько стоила поездка за границу для советского человека
В дружественную социалистическую страну можно было съездить примерно за 200 рублей (столько же составляла средняя месячная зарплата). Если же путевка выдавалась в более «изысканную» страну или на лайнер вокруг Европы, то стоимость могла подниматься до 500–800 рублей за тур.
Конечно, если 200 рублей человек еще мог накопить, то 500–800 рублей за поездку для большинства казались баснословными суммами. Иногда самым выдающимся работникам завод мог покрыть часть расходов, однако надеяться на слишком большую «скидку» было опрометчиво — в этом вопросе снова имела место коррупция.
Как проходила сама поездка и какие советского туриста ждали ограничения
Непосредственно перед поездкой, когда все необходимые документы собраны, а путевка уже на руках, человека отправляли в совет профсоюзов. Там, вместе с другими туристами, он узнавал, как стоит и не стоит вести себя во время пребывания в другой стране. Главный упор делался на такую мысль: «На каждого путешественника возлагается ответственность за создание "правильного" образа советского человека в глазах иностранцев».
За рубежом нужно было следовать нескольким важным правилам: не заводить случайных близких знакомств с гражданами других государств, не получать от них подарков и обязательно рассказывать о любых попытках «втирания в доверие» руководителю.
В каждой группе туристов обязательно был руководитель и его помощники, которые следили за правильностью общения туристов с иностранцами и всячески пропагандировали счастливую жизнь внутри СССР. Вместе с этим руководитель и его команда вели политическую работу: убеждали, что все плохое — правда, а все хорошее — доступно единицам.
Во время поездки действовал строгий график подъемов, отбоев и распорядка дня. Маршрут подразумевал свободное время, однако уходить из гостиницы, не уведомив руководителя, было запрещено. Кроме того, в туре заботились о том, чтобы туристы из Союза не забывали об информационном поле Родины. В гостиницах им предлагали номера советских газет, а на теплоходах включали исключительно советское радио.
Несмотря на то, что зарубежные вещи в СССР были писком моды, из поездок туристы привозили немногое. Все дело в том, что каждому путешественнику на руки выдавалась определенная сумма на карманные расходы — не больше, не меньше. Размер такого «фонда» был разным в зависимости от страны, однако никогда не составлял баснословных сумм, которых хватало бы на полноценный «шоппинг».
Конечно, все эти правила пытались нарушать или обходить. Кто-то в большей, кто-то в меньшей степени. Однако слишком «переходить черту» было уже опасно — руководитель поездки по возвращении домой всегда предоставлял отчет о действиях каждого туриста за границей.