Стихия, уничтожившая три города Армении за 30 секунд: землетрясение 1988 года
Неподвластная человеку стихия потрясла около 40% территории страны. Несмотря на то, что столицу республики она практически не затронула, жители Еревана все же ощущали небольшие подземные толчки.
День катастрофы: что произошло 7 декабря 1988 года в Армении
Среда 7 декабря 1988 года была самым обычным днем в одной из советских республик. Взрослые жители Армении уже давно разошлись по своим рабочим местам, а дети — сидели на уроках в школе и играли в детском саду. Однако мирная жизнь людей нарушилась в 11:41 по местному времени, когда в крупном северо-западном городе Спитаке начались подземные толчки. Буквально за несколько секунд интенсивность землетрясения достигла 9 баллов по шкале Рихтера.
К концу землетрясения было разрушено около 17% всего жилого фонда республики — примерно 7500 зданий. Кроме того, стихия нарушила сообщение между городами, раздробив участки важных автомобильных и железных дорог.
Борьба со стихией: как шли спасательные работы
Сразу же после начала катастрофы помогать населению стали сотрудники вооруженных сил и пограничных войск. Позже, когда обстановка приняла более спокойный вид, к работам присоединились уцелевшие местные жители. Вместо профессионального оборудования в ход шло все: от домкратов до обычных молотков. При этом спасательной техники не хватало, так, например, к вечеру на весь Гюмри (второй по величине город Армении) работало только 13 автокранов, 4 бульдозера и еще 6 экскаваторов.
Руководителем по проведению спасательных работ был назначен Николай Рыжков — в 1988 году он занимал пост председателя Совета министров СССР. По словам самого руководителя, организовать работу было крайне сложно: в состоянии шока находилось не только мирное население, но и сотрудники спасательных служб — вся республика переживала состояние сильнейшего горя.
После того, как о происходящем рассказали по телевидению в вечерней программе «Время», на пострадавшие территории стали приезжать неравнодушные активисты со всего Союза. После — к ним присоединились около 20 000 военнослужащих и 111 государств, которые передали Армении профессиональных спасателей, оборудование и гуманитарную помощь.
Во время работ спасатели столкнулись с двумя сложностями: горная местность и заморозки из-за довольно суровой для тех мест зимы. Эвакуировать жителей в таких условиях было сложно, поэтому за пару дней после трагедии на всех пострадавших территориях было развернуто около 50 000 пунктов обогрева и питания и 200 полевых кухонь.
Картина на улицах населенных пунктов была устрашающей. Повсюду стояли башни из гробов разных цветов. Времени и возможности прощаться с людьми «по канонам» не было — тех, кого опознавали, сразу же хоронили, остальные трупы — свозили в места общего пользования. Например, в Спитаке эту функцию стал выполнять местный стадион.
Людям выжившим, но раненным оказалось сложнее остальных. Так как в Спитаке и Гюмри были разрушены практически все медицинские учреждения, оказать своевременную квалифицированную помощь пострадавшим было крайне сложно. Все медицинские манипуляции проводились практически в полевых условиях.
В первые дни после катастрофы спасатели занимались в основном детскими учреждениями, больницами и крупными заводами. С поиском людей под завалами помогали специалисты-кинологи из Австрии и Франции.
Последствия трагедии
Самый сильный афтершок произошел уже через четыре минуты после основного землетрясения — это только усилило поражающий эффект стихии. Следующие афтершоки происходили на территории Армении еще в течение месяца — всего за это время их случилось еще около сотни.
Именно из-за этих афтершоков люди находились в состоянии ужасного страха: большинство местных жителей отказывались возвращаться в свои дома и вообще заходить в любые уцелевшие здания. Оставшиеся без крова люди ютились в установленных временных домиках, большую часть времени проводили на открытых пространствах, а по ночам жгли костры.
Уже после окончания всех работ, проводя анализ ошибок, эксперты выявили существенные отклонения от строительных норм в пострадавших городах. Во-первых, для возведения зданий в этих местах использовались материалы низкого качества, а во-вторых, — факторы сейсмической опасности при проектировании домов были в большинстве случаев проигнорированы.
Трагедия в Армении 1988 года послужила толчком к формированию госкомиссии Совета министров по ЧС. Главной задачей нового комитета были своевременной предупреждение населения о возможной опасности и оперативная ликвидация последствий природных стихий. Считается, что современное Министерство по чрезвычайным ситуациям, которые есть в РФ, — наследник того самого комитета, «рожденного» после армянской трагедии.
После окончания спасательных работ на территорию Армении было отправлено около 45 000 строителей из разных уголков Советского Союза, которые занялись восстановлением республики. Однако после распада СССР все строительные работы были на время прекращены. Сегодня 7 декабря в Армении — день траура, в который ежегодно принято вспоминать о том ужасном дне и жертвах землетрясения.