Дело Сакко и Ванцетти: самая громкая и безосновательная казнь XX века

Американский судебный процесс 1920-х годов над двумя рабочими-анархистами вошел в историю как самое несправедливое и жестокое разбирательство. История двух мигрантов из Италии стала одним из самых громких прецедентов, связанных с рабочим движением XX века и вдохновила многих активистов на подвиги и борьбу.
Дело Сакко и Ванцетти: самая громкая и безосновательная казнь XX века
Boston Public Library
Главной причиной казни Сакко и Ванцетти стала политическая позиция и несогласие со сложившейся дискриминацией рабочих мигрантов.

Особое внимание истории Сакко и Ванцетти уделяли в СССР. Несмотря на тот факт, что мужчины были анархистами (которых в Союзе тоже не любили), власти Страны Советов не прошли мимо этого несправедливого буржуазного суда. Подсудимых ввели чуть ли не в ранг мучеников — в честь них в самых разных городах Союза появилось около 70 Сакко и Ванцетти.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но и на этом не остановились — в 1930 году в честь Сакко и Ванцетти назвали московскую карандашную фабрику. Почему было выбрано именно это предприятие — неизвестно, однако с тех пор у большинства людей, не знавших подлинную историю Сакко и Ванцетти их имена стали вызывать ассоциации с канцтоварами.

Карандаши с московской «Сакко и Ванцетти»
Карандаши с московской «Сакко и Ванцетти»
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кто такие Сакко и Ванцетти и почему они подверглись преследованию

На момент переезда из Италии в Штаты Сакко и Ванцетти были подростками, ищущими лучшую жизнь. По приезде Сакко устроился трудиться сапожником на обувное производство, а Ванцетти — сначала работал в шахте, а затем стал продавцом рыбы.

Как несложно догадаться, добиться американской мечты на этих работах у парней не получилось. Как и практически везде в те годы, на предприятиях Сакко и Ванцетти не доплачивали зарплату, заставляли работать сверхурочно и выгоняли работников по своему желанию.

Такая ситуация в начале XX века складывалась вокруг всего рабочего класса в Северной Америке, однако именно иммигранты были в самом уязвимом положении.

В то время, как большинство людей молча соглашалось на рабский труд, наши герои мириться с такой ситуацией не захотели. Прочувствовав на себе всю несправедливость, молодые люди начали бороться за свои права как работников. Сакко и Ванцетти устраивали митинги, забастовки и марши.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Прознав про инициативных молодых людей, СМИ и власти начали называть их анархистами, хотя сами Сакко и Ванцетти не заявляли открыто, что придерживаются анархических идей.

Сакко и Ванцетти
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Точка невозврата в их судьбе

Для того, чтобы арестовать «мешающих» активистов, правоохранителям нужен был подходящий момент. Он настал, когда Сакко и Ванцетти стали выступать против губернатора Массачусетса Олвина Фаллера. Молодые люди стали организовывать митинги, чтобы заявить, что политик напрямую связан с гибелью одного из рабочих во время выполнения своих обязанностей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Арестовали парней аккурат перед началом одной из таких акций. Причина задержания была выдуманная — подозрение в нападении на человека, убийстве и краже крупной суммы.

Все, что происходило дальше — в прессе называли судебным процессом, однако дать ему такое название в реальности было сложно. Так, судья не стал даже слушать свидетелей защиты, объяснив свою позицию тем, что они тоже итальянцы. А вот со стороны обвинения арбитр выслушал всех поголовно.

Наблюдатели процесса заявляли, что большинство свидетелей, скорее всего, были подставными, так как постоянно путались в показаниях и не могли связать множество логических цепочек. Оказалось, что утвержденного «сценария» не было, из-за чего все фиктивные свидетели называли разные приметы, особенности нападения и даже цвет машины грабителей. При этом сам вершитель закона на все эти несогласия закрывал глаза.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Сакко и Ванцетти
GettyImages

Результаты судебного процесса

В какой-то момент тот факт, что дело против Сакко и Ванцетти — откровенно политическое, стал понятен даже самым необразованным и отстраненным от повестки людям. В попытках встать на защиту молодых людей, представители рабочего класса стали организовывать свои митинги, активно разгоняемые морской пехотой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Свои голоса в поддержку подсудимых отдали также известные и уважаемые в то время люди — Альберт Эйнштейн, Томас Манн, Бернард Шоу и даже папа римский Пий XI. Однако все эти общественные волнения не привели ни к каким результатам.

Единогласно и безоговорочно суд вынес приговор — приговорить Сакко и Ванцетти к казни на электрическом стуле.

На тот момент у Сакко были семья и маленький ребенок. Все, что осталось у мальчика от отца, переданная из тюрьмы записка от Ванцетти:

«Твой отец не преступник, а один из отважнейших людей в мире! Он пожертвовал всем дорогим и святым человеческому сердцу во имя веры в свободу и правосудие для всех»
Сакко и Ванцетти
Bridgeman Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Казнь Сакко и Ванцетти

Защита молодых людей то и дело предпринимала безнадежные попытки остановить приведение приговора в исполнение, подавая иск в Верховный суд Штатов. Однако Уильям Таф, который на тот момент был главой органа, официально отказался вмешиваться в это дело. Губернатор просто-напросто игнорировал ходатайства, митинги и акции протеста.

В результате казнь была назначена на 23 августа 1927 года. Вечером 18 числа Сакко попрощался со своим сыном, а 22 августа последний раз встретился со своей женой. К Ванцетти в тот вечер из Италии приехала его сестра и племянники.

В 00:19 часов следующего дня первым был казнен Сакко, через 7 минут участь постигла и Ванцетти. Последние слова молодых людей, которые те выкрикивали перед казнью были связаны с заявлениями об их невиновности.

Официальный документ о том, что Сакко и Ванцетти были осуждены безосновательно и несправедливо, вышел только через 50 лет после произошедшего — 23 августа 1977 года. Его выпустил губернатор Массачусетса Майкл Дукакис. В бумаге политик назвал судебный процесс «вершиной несправедливости американской юстиции». При этом со стороны судебной системы США дело двух итальянских анархистов так и не было пересмотрено.