«Посвети, солнышко, на родине, как тяжело нам здесь на льду»: как русские полярники впервые покоряли Северный полюс
Подготовка к экспедиции шла наспех, а потому — далеко не все детали были учтены верно. Так, например, члены экипажа была снаряжены и экипированы весьма скудно и неумело (не хватало даже зимних сапог), продовольствия было недостаточно, а то, что имелось, оказалось наполовину просроченным, угля при этом — рассчитано всего на 25 дней плавания. Из критических моментов — на борту «Святого мученика Фока» не было даже специалиста, который отвечал бы за радиостанцию. Однако, несмотря на все эти недочеты, 27 августа 1912 года экспедиция отплыла из Архангельска. На борту корабля находилось 14 человек и 80 собак, из которых только 50 были ездовыми.
«Святой мученик Фока» начинает свое путешествие
«Святой мученик Фока» медленно, но благополучно двигался в сторону севера, проходя всего по 6,5 километров в час. Как только судно успешно преодолело бассейн Белого моря и подготовилось выходить в Баренцево, на воде поднялся сильный ветер, который не позволил «Фоку» продолжать плавание. Экипаж принял решение укрыться на Терском берегу, а через четыре дня продолжить плавание. Однако, когда через шесть дней корабль стал подходить к Новой Земле, моряков застала очередная погодная ловушка.
Несмотря на то, что Георгию Седову удалось принять правильные решения и спасти экипаж, судно сильно пострадало, а потому — пробраться к Земле Франца-Иосифа в таком состоянии среди тяжелых ледовых условий покорители не смогли бы. Из-за этого капитан «Фока» принял решение изменить свой первоначальный план и остаться зимовать в бухте Новой Земли рядом с полуостровом Панкратьева.
Первая зимовка в льдах Арктики
Чтобы не терять время зря — на берегу у судна была оборудована метеорологическая станция. В период зимовки команда отправлялась в несколько экспедиций для изучения окрестностей Новой Земли.
Попытки добраться до Земли Франца Иосифа
К моменту окончания зимовки на «Фоке» осталось критически мало угля — настолько, что вместо него для топлива стали жечь звериное сало, тросы и поврежденные старые паруса парохода. Через год, 13 сентября, корабль смог преодолеть тяжелые льды и выдвинуться в стороны Земли Франца Иосифа. Первой остановкой стал мыс Флора, однако делать там было нечего, необходимых запасов угля там не оказалось. Тогда судно на последних силах смогло добраться до бухты «Тихой» — там экипаж обнаружил необходимые запасы топлива и остался на вторую зимовку.
Объяснялось такое рвение довольно просто. Команда и сам капитан и так находились на грани нервного срыва. А если бы они вернулись «ни с чем» в Петербург, все, что досталось бы Седову — огромные финансовые долги и в прах разгромленная репутация.
Печальный поход на Северный полюс
В сторону Северного полюса Седов отправился с двумя матросами. Мужчины загрузили три нарты продовольствия, запрягли в них по восемь собак и вышли в опасное путешествие 15 февраля 1914 года. Состояние капитана становилось все хуже — с опухшими от цинги ногами и больной грудной клеткой он мог проходить только по несколько шагов в день.
В какой-то момент мужчина уже не мог идти, но, вопреки уговорам своих попутчиков, отказывался возвращаться обратно. В первые дни марта Георгию Седову становилось только хуже — в результате 6 марта, так и не дойдя до острова Рудольфа, мужчина скончался, лежа на коленях у своих матросов.
Мужчины похоронили Седова на мысе Аук, накрыв его флагом, который тот мечтал поставить на Северном полюсе. Примерно через две недели после трагического события измученные матросы смогли добраться до корабля, где и сообщили экипажу о гибели капитана.
Весной 1914 года участники экспедиции провели еще несколько научных вылазок, а в середине июля того же года — отправились в обратную дорогу. Исполнять обязанности капитана стал Николай Сахаров.
Проходить через льды на обратном пути оказалось еще сложнее, однако желание вернуться домой на большую землю было выше всех трудностей, которые морякам подбрасывала природа. На последних порах плавания для обеспечения топлива было использовано все, что только находилось на корабле. В какой-то момент в ход пошли перегородки из кают и различные запасные запчасти. К 30 августа судно добралось до Мурманского побережья, запаслось там углем, а 6 сентября 1914 года — вернулось в Архангельск.
После экспедиции
Несмотря на все героические подвиги членов «Фока», встречать как героев их не стремились. Вместо этого больным и обнищавшим матросам пришлось ждать еще два месяца, чтобы получить жалованье за экспедицию. Однако и после получения денег плавание «Святого мученика Фока» старались не вспоминать, а морской министр и вовсе высказался о гибели Седова не самым приятным образом:
Само судно тоже ждала довольно печальная кончина — какое-то время оно простояло без дела в бухте, а затем было разнесено на части. До наших дней сохранился только ахтерштевень — сейчас делать хранится у Северного морского музея в Архангельске.