От малограмотного мальчика до успешного книгоиздателя: история Ивана Сытина
Иван Сытин — живой пример того самого троечника-одноклассника, про которого мы часто любим пошутить. Учебу и книжки парень яростно не любил, зато всегда был коммуникабельным и предприимчивым, чего, как оказалось, было вполне достаточно, чтобы обеспечить себе безбедную жизнь.
Работа в книжной лавке
После трех классов школы Ваню отправили работать к родственнику в меховую лавку. Там мужчина разглядел в мальчике талант к продажам и предложил подростку поехать в Москву. В большом городе Сытин оказался в книжной лавке Петра Шарапова — отсюда и начался его путь в большой бизнес.
В небольшом магазинчике из ассортимента были только лубочные книжки — дешевые, с яркими картинками, словом, доступные для малограмотного населения. Покупателями были в основном «оптовики», которые скупали несколько книжек, развозили их по стране, обменивая на разные продовольствия. Заработанное везли книготорговцу, который и должен был придумать, как превратить полученное в настоящие монеты.
Карьерный рост Сытина не заставил себя долго ждать. Вскоре уже пожилой Шарапов назначил Ивана ответственным за прилавки, представленные на разных ярмарках. Чаще всего такие мероприятия проходили в Нижнем Новгороде. Раньше Шарапов возил туда плохо продаваемый товар, однако Сытин решил действовать по-другому и стал, как бы мы сегодня сказали, оценивать целевую аудиторию ярмарок и привозить книги, которые бы наверняка пользовались бы спросом.
Несмотря на то, что Иван Сытин был очень перспективным предпринимателем, а книжный бизнес тогда считался крайне неприбыльным делом, уходить из сферы молодой человек не хотел.
«Сольная» карьера Ивана Сытина
Рано или поздно Сытин должен был отделиться от Шарапова, и в итоге — это произошло. В начале своего самостоятельного пути Сытин приобрел для себя дорогой новый французский станок и стал печатать лубочные картинки на нем. Благодаря такому решению иллюстрации стали ярче, а платить работникам, которые раскрашивали бы их, больше не было нужно. Кроме того, товар Сытина стал отличаться от привычного — лубочные картинки были качественными и стали больше походить на настоящие академические картины.
В 1877 году Сытин воспользовался моментом и неплохо заработал благодаря своей литографической машине и Русско-турецкой войне. Мужчина стал печатать копии карт движения армии и продавать рисунки вместе с газетами, которые в то время не имели возможности самостоятельно печатать подобные изображения.
Чтобы избавиться от клеймо продавца «дешевой халтурной литературы», Сытин пытался привлекать к изготовлению лубков известных людей. Например, поработать с Иваном успел скульптор Микешин, тот самый, который сделал памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге, однако длительным это сотрудничество не получилось.
Следующим этапом стали календари, которые в то время скупали все кому не лень. Изначально Сытин печатал большие ежегодники, после стал делать отрывные календари, а через время издавал уже: Русский сельский календарь, Малый всеобщий календарь, Киевский календарь, Народно-сельскохозяйственный календарь, Старообрядческий календарь и другие.
Первые «покетбуки» Сытина
В 1884 году к Сытину пришел друг Толстого и издатель Владимир Чертков. Он предложил Ивану печатать серьезные произведения в небольшом формате, удобном для народа. Сегодня такие маленькие дешевые книжки мы называем «покетбуками». Проект по выпуску произведений стал называться «Посредник», а Сытин надеялся, что именно такое кинопроизводство поможет ему превратиться из издателя дешевых листовок в крестьянского просветителя.
Несмотря на маленькие гонорары, печататься в «Посреднике» стремились многие авторы того времени. Первые серии издавались практически в убыток, однако вскоре Сытин стал неплохо зарабатывать на своей продукции.
Дела шли в гору, однако вскоре из-за тесной связи с Толстым Сытин столкнулся с гонениями в свой адрес. Так, специально под него был издан закон, запрещающий торговать книгами всем подряд — разрешение на такую деятельность надо было получать у губернатора. Чтобы не потерять доход, Сытину пришлось сделать «ребрендинг» «Посредника». Однако сам Сытин был не против отделиться от Черткова и Толстого. Он считал, что представители высшего сословия не в праве диктовать ему, крестьянскому сыну, что именно нужно продавать таким же крестьянам.
Последние годы жизни и бизнеса
В 1891 году «Посредник» превратился в акционерное общество «товарищество на паях». Для того, чтобы заниматься такой крупной деятельностью, Сытин был вынужден записаться во вторую купеческую гильдию. При этом своему происхождению Сытин не изменял — до конца дней он оставался обычным русским мужиком, который вел себя соответствующим образом. Платить писателям хорошие гонорары книгоиздатель не спешил, для государства был благонадежным гражданином, а для революционной общественности — мракобесом. Однако, несмотря на весь этот коктейль, Иван Сытин оставался известным бизнесменом, который прославился как бывший крестьянин, построивший целую империю на некогда не прибыльном деле — кинопроизводстве.
После 1917 года Сытин остался жить в России, а весь его бизнес был национализирован. Скончался Иван Сытин как простой советский пенсионер, лежа в своей кровати в квартире в центре Москвы.