Массовое помешательство или провал правосудия: каким был Салемский процесс над ведьмами

Процесс над ведьмами, известный как Салемский, окончательно завершился только два года назад, когда в СМИ промелькнули новости о помиловании последней «ведьмы» того времени. Рассказываем, почему вспыхнул главный «ведьминский» скандал рубежа XVII-XVIII веков и что способствовало его завершению.
Массовое помешательство или провал правосудия: каким был Салемский процесс над ведьмами
Wikimedia
Во время Салемского процесса в колдовстве было обвинено более 200 человек, из которых 20 в итоге были казнены или погибли в заключении.

Охота на ведьм была весьма распространенным явлением в период Средневековья. Однако происходившее в колониальном Массачусетсе с начала 1692 года до середины 1693 года стало по-настоящему вопиющим случаем. Салемский процесс стал, пожалуй, самым известным делом в истории охоты на ведьм, который изменил отношение к судебной системе и сделал ее более прозрачной и справедливой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Предпосылки Салемского процесса над ведьмами

Не секрет, что в эпоху Средневековья большинство религий было убеждено, что дьявол может приходить в людской мир, вселяясь в души ведьм. Предполагаемыми «подругами» нечистой силы были женщины, как правило, отличающиеся от остальных теми или иными признаками. Основная волна «ведьминского безумия» европейцев пришлась на 1300-1600-е годы, а один из самых известных прецедентов, Салемский процесс, случился уже под конец этих событий и был связан с так называемыми местными причинами.

Т.Х. Маттесон, Осмотр ведьмы, 1853 год
Wikimedia Commons
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все началось в 1689 году, когда английские монахи Вильгельм и Мария начали войну с Францией в американских колониях. В процессе боевых действий были опустошены районы северной части штата Нью-Йорк, Новой Шотландии и Квебека, а беженцы отправлены в графство Эссекс и, в частности, в деревню Салем в колонии Массачусетский залив.

Из-за большого количества переселенцев ресурсы Салема стали не выдерживать нагрузки, и без того существующее соперничество между семья обострилось, а вокруг личности первого священника деревни разгорелись жаркие споры. Пуританские жители были уверены — такие обстоятельства сложились из-за вмешательства дьявола.

Далее случилось событие, которое только «подтвердило» такие догадки. В январе 1692 года у дочери того самого священника, 9-летней Элизабет, и у его племянницы, 11-летней Эбигейл, начались странные истеричные «припадки». Девочки кричали и бросали вещи, произносили непонятные звуки и принимали странные позы. Врач, к которому обратился священнослужитель, конечно, списал состояние детей на влияние сверхъественных сил. После — похожее состояние настигло еще одного ребенка из деревни 12-летнюю Энн Патнэм.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На фоне происходящего с детьми в деревне состоялся суд. Так, 29 февраля под давлением юридических работников все три девочки дали показания, обвинив в происходящем трех местных женщин: Титубу, карибскую рабыню, Сару Гуд, бездомную и Сару Осборн, пожилую нищенку.

Карибская рабыня Титуба и дети
Карибская рабыня Титуба и дети
Wikimedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Период охоты на ведьм в Салеме

Титубу, Сару Губ и Сару Осборн доставили на допрос, который длился несколько дней и закончился 1 марта 1692 года. Склонить к нужным показаниям пожилую Осборн и бездомную Гуд не удалось — женщины наотрез отказывались от признания какой-либо вины. Созналась в «связи с дьяволом» только Титуба. Более того, женщина рассказала, якобы в деревне живет еще несколько ведьм, которые настроены на полное уничтожение местных пуритан. Последнее — послужило толчком к всеобщей паранойе, которая окутала деревню Салем. С того момента в течение нескольких месяцев к властям то и дело приходили новые заявления, в которых местные жители обвиняли женщин в связи с нечистой силой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так, под подозрения бдящих горожан попала Марта Кори, известная как верная прихожанка церкви, 4-летняя девочка, которая не понимала, что хотят от нее на допросе и, несмотря на это, была признана виновной, и еще десятки человек из Салема и соседних деревень.

Гравюра с изображением Марты Кори на допросе
Гравюра с изображением Марты Кори на допросе
Wikimedia
В конце весны того же года, 27 мая, Губернатор Уильям Фипс приказал учредить специальный суд, который должен был заниматься «ведьминскими» делами. Первой обвиняемой стала пожилая «сплетница и распутница» Бриджет Бишоп. Несмотря на отрицательные показания, суд признал женщину виновной и приговорил к виселице.

Находились в деревне и те, кому удалось сохранить здравый рассудок. Так, например, уважаемый в поселении священник Коттон Мазер призвал суд не выносить наказания, основываясь на снах и видениях очевидцев. Однако судьи проигнорировали эту просьбу и продолжил казнить людей практически без разбора. Так, в июле было повешено еще пять человек, столько же в августе и еще восемь в сентябре.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пытаясь навести хоть какой-то порядок в городе, к словам Коттона присоединился президент Гарварда. Мужчина заявил:


«Лучше пусть сбегут десять подозреваемых ведьм, чем будет осужден один невинный человек»
Инкрез Мазер президент Гарварда

На этот раз к призыву присоединился тот факт, что жену губернатора Фипса также допросили как подозреваемую ведьму. Благодаря двум этим факторам политик распорядился запретить дальнейшие аресты ведьм и освободил многих женщин, которые в тот момент находились под подозрением. Дела тех, кто остался под арестом, перешли в Высший суд, который признал виновными только 3 из 56 обвиняемых.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Суд над салемскими ведьмами 1692 года
GettyImages

Практически через год, в мае 1693, Уильям Фипс помиловал всех заключенных в тюрьму за подозрения в связях с дьяволом. Однако на тот момент последствия безразборных дел уже были колоссальными — девятнадцать мужчин и женщин были повешены, еще пятеро умерли в заключении.

Восстановление добрых имен

После прекращения процессов над ведьмами начались процессы, во время которых «каратели» стали публично признавать свои ошибки. Так, свои извинения принесла населению судья Сэмюэл Сьюолл и обвинительница Энн Патнэм. В 1702 году судебные процессы Салема на ведьмами были признаны незаконными, а в 1711 году начался процесс «восстановления прав и добрых имен обвиненных людей». Во время него наследниках казненных было выплачено по 600 фунтов стерлингов. Официальные же извинения штат Массачусетс принес только в 1957 году — больше, чем через 260 лет после произошедшего. Последнюю участницу процесса, Элизабет Джонсон-младшую, оправдали совсем недавно, в 2022 году. Причины, по которым женщина не была внесена в резолюцию 1957 года, — неизвестны.

Изначальная гипотеза объяснила, что состояние девочек, которое дало старт процессу, было вызвано употреблением продуктов, зараженных грибком спорыньи. Симптомы такого отравления вполне похожи на то, что испытывали в январе 1692 года дети: мышечные спазмы, рвота, бред и галлюцинации. После стали появляться другие предположение, якобы в истерию девочки могли впасть из-за критической психологической обстановки, которая царила в то время в деревне. До сих пор точного ответа на вопрос, что могло послужить толчком к началу охоты на ведьм, нет.