Массовое помешательство или провал правосудия: каким был Салемский процесс над ведьмами
Охота на ведьм была весьма распространенным явлением в период Средневековья. Однако происходившее в колониальном Массачусетсе с начала 1692 года до середины 1693 года стало по-настоящему вопиющим случаем. Салемский процесс стал, пожалуй, самым известным делом в истории охоты на ведьм, который изменил отношение к судебной системе и сделал ее более прозрачной и справедливой.
Предпосылки Салемского процесса над ведьмами
Не секрет, что в эпоху Средневековья большинство религий было убеждено, что дьявол может приходить в людской мир, вселяясь в души ведьм. Предполагаемыми «подругами» нечистой силы были женщины, как правило, отличающиеся от остальных теми или иными признаками. Основная волна «ведьминского безумия» европейцев пришлась на 1300-1600-е годы, а один из самых известных прецедентов, Салемский процесс, случился уже под конец этих событий и был связан с так называемыми местными причинами.
Все началось в 1689 году, когда английские монахи Вильгельм и Мария начали войну с Францией в американских колониях. В процессе боевых действий были опустошены районы северной части штата Нью-Йорк, Новой Шотландии и Квебека, а беженцы отправлены в графство Эссекс и, в частности, в деревню Салем в колонии Массачусетский залив.
Далее случилось событие, которое только «подтвердило» такие догадки. В январе 1692 года у дочери того самого священника, 9-летней Элизабет, и у его племянницы, 11-летней Эбигейл, начались странные истеричные «припадки». Девочки кричали и бросали вещи, произносили непонятные звуки и принимали странные позы. Врач, к которому обратился священнослужитель, конечно, списал состояние детей на влияние сверхъественных сил. После — похожее состояние настигло еще одного ребенка из деревни 12-летнюю Энн Патнэм.
На фоне происходящего с детьми в деревне состоялся суд. Так, 29 февраля под давлением юридических работников все три девочки дали показания, обвинив в происходящем трех местных женщин: Титубу, карибскую рабыню, Сару Гуд, бездомную и Сару Осборн, пожилую нищенку.
Период охоты на ведьм в Салеме
Титубу, Сару Губ и Сару Осборн доставили на допрос, который длился несколько дней и закончился 1 марта 1692 года. Склонить к нужным показаниям пожилую Осборн и бездомную Гуд не удалось — женщины наотрез отказывались от признания какой-либо вины. Созналась в «связи с дьяволом» только Титуба. Более того, женщина рассказала, якобы в деревне живет еще несколько ведьм, которые настроены на полное уничтожение местных пуритан. Последнее — послужило толчком к всеобщей паранойе, которая окутала деревню Салем. С того момента в течение нескольких месяцев к властям то и дело приходили новые заявления, в которых местные жители обвиняли женщин в связи с нечистой силой.
Так, под подозрения бдящих горожан попала Марта Кори, известная как верная прихожанка церкви, 4-летняя девочка, которая не понимала, что хотят от нее на допросе и, несмотря на это, была признана виновной, и еще десятки человек из Салема и соседних деревень.
Находились в деревне и те, кому удалось сохранить здравый рассудок. Так, например, уважаемый в поселении священник Коттон Мазер призвал суд не выносить наказания, основываясь на снах и видениях очевидцев. Однако судьи проигнорировали эту просьбу и продолжил казнить людей практически без разбора. Так, в июле было повешено еще пять человек, столько же в августе и еще восемь в сентябре.
Пытаясь навести хоть какой-то порядок в городе, к словам Коттона присоединился президент Гарварда. Мужчина заявил:
На этот раз к призыву присоединился тот факт, что жену губернатора Фипса также допросили как подозреваемую ведьму. Благодаря двум этим факторам политик распорядился запретить дальнейшие аресты ведьм и освободил многих женщин, которые в тот момент находились под подозрением. Дела тех, кто остался под арестом, перешли в Высший суд, который признал виновными только 3 из 56 обвиняемых.
Практически через год, в мае 1693, Уильям Фипс помиловал всех заключенных в тюрьму за подозрения в связях с дьяволом. Однако на тот момент последствия безразборных дел уже были колоссальными — девятнадцать мужчин и женщин были повешены, еще пятеро умерли в заключении.
Восстановление добрых имен
После прекращения процессов над ведьмами начались процессы, во время которых «каратели» стали публично признавать свои ошибки. Так, свои извинения принесла населению судья Сэмюэл Сьюолл и обвинительница Энн Патнэм. В 1702 году судебные процессы Салема на ведьмами были признаны незаконными, а в 1711 году начался процесс «восстановления прав и добрых имен обвиненных людей». Во время него наследниках казненных было выплачено по 600 фунтов стерлингов. Официальные же извинения штат Массачусетс принес только в 1957 году — больше, чем через 260 лет после произошедшего. Последнюю участницу процесса, Элизабет Джонсон-младшую, оправдали совсем недавно, в 2022 году. Причины, по которым женщина не была внесена в резолюцию 1957 года, — неизвестны.
Изначальная гипотеза объяснила, что состояние девочек, которое дало старт процессу, было вызвано употреблением продуктов, зараженных грибком спорыньи. Симптомы такого отравления вполне похожи на то, что испытывали в январе 1692 года дети: мышечные спазмы, рвота, бред и галлюцинации. После стали появляться другие предположение, якобы в истерию девочки могли впасть из-за критической психологической обстановки, которая царила в то время в деревне. До сих пор точного ответа на вопрос, что могло послужить толчком к началу охоты на ведьм, нет.