Девочка Раса, за которую переживала вся страна: случай первой реплантации конечностей в СССР
Как это нередко бывает, в судьбу самого обычного ребенка вмешивается случай, который навсегда меняет его жизнь. Так произошло с Расой Прасцевичуте 17 июня 1983 года. Будучи трехлетней девочкой Раса вместе со своей сестрой-близняшкой Аушрой выбежала поиграть в поле недалеко от дома — семья девочек жила в одном из литовских колхозов. Малышки затеяли прятки: чтобы быть незамеченной Раса легла в траву, а Аушра стала ее искать. Так и не обнаружив сестру, девочка подумала, что та успела спрятаться в доме и отправилась туда. В этот момент Раса осталась лежать в траве, не подозревая о том, что незаметна она не только для своей сестры, но и для взрослых людей.
Не заметил девочку даже ее отец, работавший в тот момент в колхозе «Вадактай». Мужчина запустил косилку неподалеку от лежащей в траве дочери, а через несколько минут услышал пронзительный крик. Выбежав из машины, он обнаружил лежащую в поле Расу плачущую от нестерпимой боли — оказалось, механизм косилки отрубил ребенку обе ступни.
Путь к спасению: полет в Москву и микрохирург Рамаз Датиашвили
На улице уже темнело, на часах время близилось к ночи, на всю деревню, в которой жили Прасцевичуте, не было телефона, а до ближайшей больницы девочка бы вряд ли дожила из-за шока и потери крови. Первыми на помощь пришли председатель колхоза Витаутас Блотнис и фельдшер Эляна Кривицкене. Мужчина частично остановил кровотечение, а женщина — ввела девочке обезболивающее, забинтовала ноги и попыталась сохранить отрубленные стопы, обложив их замороженной селедкой.
В таком состоянии ребенка отвезли в ближайшую городскую больницу в Радвилишкисе. Для того, чтобы пришить стопы, нужны были специальные инструменты и оборудование — в медучреждении такого не нашлось, зато нашелся неравнодушный врач Раймундас Аганаускас, быстро среагировавший на чрезвычайную ситуацию и связавшийся с коллегами из столицы.
На тот момент с несчастного случая прошло уже 12 часов, а потому браться за операцию было рисково — шанс, что что-то пойдет не так был велик даже для талантливого хирурга. Несмотря на то, что руководство Филатовской детской больницы не хотело разрешать проводить реплантацию и призывало Датиашвили просто зашить конечности, хирург ни на секунду не задумывался о том, чтобы оставить маленькую пациентку без ног на всю жизнь и в срочном порядке принялся за дело.
Многочасовая операция с счастливым концом
Для операции Рамаз Датиашвили собрал лучших специалистов того времени — профессора Виктора Крылова, анестезиолога Юрия Назарова, кардиохирурга Якова Бранда и операционную сестру Елену Антонюк. Перед началом процедуры казалось, что все идет против ее проведения: ноги оказались переморожены селедкой, а нужный микроскоп — закрыт в лаборатории на ключ. Специалисты уверяли: «В такой ситуации сложно даже ампутировать ноги, не то пришивать их», однако Датиашвили стоял на своем.
Так, утром 18 июня 1983 года в Филатовской детской больнице началась первая в истории Союза операция по реплантации конечностей. Через пять часов кропотливой работы Рамаз Датиашвили отпустил большую часть специалистов и остался работать на пару с Юрием Назаровым. Через девять часов микрохирург уже был в операционной в одиночестве, не считая юной пациентки.
По словам самого Датиашвили, столь длительную операцию он провел буквально на одном дыхании:
Мужчина наложил последние швы и взял в ладони маленькие пятки трехлетней девочки. Через несколько секунд он почувствовал в ногах ребенка тепло. Это означало одно — операция удалась.
Восстановление и дорога домой
Событие было по-настоящему существенным — уже на утро о девочке благодаря журналистам знала вся страна. В эфирах радио историю Расы называли «эстафетой добра», а в Филатовскую детскую больницу то и дело приходили письма, игрушки и фрукты. Когда подошло время делать первую перевязку — посмотреть на героиню пришел весь персонал больницы.
Следующим этапом стала реабилитация. Ее маленькая девочка проходила вместе с врачом-физиотерапевтом Татьяной Гунаевой. Расе Прасцевичуте назначили восемь сеансов восстановительного массажа в день. Процедура была очень болезненной, но вместе с этим крайне необходимой. Через время случилось новое чудо — ближе к осени девочка научилась самостоятельно ходить на своих пришитых ногах. Уже через две недели тренировок Раса смогла снова передвигаться на своих конечностях самостоятельно без помощи доктора.
Дальнейшая судьба Расы
Однако на операции и восстановительном периоде трагичная история Расы не закончилась. По возвращению в родной колхоз девочка продолжила получать многочисленные подарки от неравнодушных идей. Однако вскоре местные власти выяснили, что мать ребенка продает полученные игрушки, чтобы покупать алкоголь и лишили семейную пару родительских прав.
Первое время Раса «переезжала» из больницы в больницу, а затем оказалась в семье школьных учителей Пиюса Адомайтиса и Софии Адомайтене, которые жили неподалеку от родного дома девочки.
Через шесть лет после первой операции девочке сделали еще одну. Вмешательство понадобилось, из-за того, что одна нога пациентки стала более длинной, чем другая. После, по словам самой Расы, с большими сложностями она не сталкивалась, разве что — непреодолимое стеснение, из-за которого она не носит открытую обувь и с трудом посещает общественные пляжи. Сейчас девочка, за которую переживал весь СССР, живет в Германии в городе Тройсдорф и хранит в телефоне контакт «доктора Рамаза», человека, который спас ее ноги.