Кто не работает, тот не ест: как в СССР ловили тунеядцев и заставляли их трудиться
Тех, кто отлынивал от труда, называли тунеядцами. Самый яркий этап борьбы с ними начался в 1961 году, когда Президиум Верховного Совета РСФСР выпустил указ «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». С того момента каждого, кто не хотел вносить свой вклад в строительство коммунизма, стали наказывать. Тунеядцев отправляли в ссылки и насильно принуждали к труду.
«Граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы»: с кем боролся новый указ
Вообще обязанность трудиться была закреплена в 12 статье Конституции еще в 1936 году. Строчка закона заявляла, что труд — обязанность каждого дееспособного гражданина. Хрущевский закон 1961 года только усилил эти нормы.
Тунеядцем считали каждого человека, который способен трудиться, но не делает этого официально больше четырех месяцев в году. «Защищала» от статуса тунеядца человека только служба в армии, учеба и наличие малолетних детей у женщин.
Если так называемого «паразита» находили (а его, как правило, рано или поздно находили), тот получал предупреждение и ровно месяц на то, чтобы найти работу. Если по истечению срока гражданин продолжал числиться безработным, его отправляли на принудительные работы. Если же человек жил в Москве или Ленинграде — из города его насильно высылали и отправляли на работы в отдаленные регионы страны.
Не удавалось устраиваться на работу и для «галочки». Тот, кто даже при устройстве на предприятие продолжал относиться к своим обязанностям халатно, подвергался штрафу и лишался 10% своего заработка. Если же на тунеядстве человека ловили не первый раз, вместо принудительных работ, нарушителю назначали реальный срок.
Кто на самом деле страдал от закона в большей степени
Из положительного — закон неплохо боролся с попрошайками и алкоголиками. Однако вместе с этим законодательство работало против людей, которые зарабатывали на жизнь другими способами, проще говоря, имели «нетрудовые доходы». Например, среди жертв оказались портные, сапожники, столяры, которых сегодня мы бы назвали самозанятыми. Пострадали и те, кто жил за счет средств, вырученных со сдачи квартир или дач.
Отдельной проблемой закон о тунеядстве стал для творческой интеллигенции, которая не хотела или не могла вступить в официальные творческие союзы. Считалось, что если у творца нет удостоверения, например, союза писателя, то таковым его назвать нельзя. Тот факт, что его произведения могут быть любимы широкой общественностью, во внимание не брался.
Помимо Иосифа Бродского, о которым мы рассказали выше, за тунеядство также наказали Петруху из «Белого солнца пустыни» (актера Николая Городовикова). Работать по своей профессии он не мог из-за ранения, полученного в драке с соседом, а выходить на другую работу — отказывался принципиально. Кроме того, уличить в отлынивании от труда на благо страны пытались историка Роя Медведева (мужчине вполне хватало денег на жизнь благодаря продаже книг за границей), философа Александра Зиновьева и писателя Владимира Войновича.
Чтобы избежать такого наказания, музыканты, писатели и художники устраивались на непрестижные работы с низкой зарплатой и максимально простыми требованиями. Например, Виктор Цой трудился на угольной котельной с народным названием «Камчатка», Константин Бабицкий — работал плотником, а Петр Мамонов был разнорабочим.
В 1970 году в УК РСФСР появилась статья «Злостное уклонение от выполнения решения о трудоустройстве», согласно которой тунеядцев теперь могли сразу сажать в тюрьму. Известно, что сотрудники МВД, выполнявшие этот закон, с одной стороны, активно ловили преступников, алкоголиков и попрошаек, с другой, — могли злоупотреблять законодательством и для выслуги перед начальством отправлять за решетку тех, кто злостным тунеядцем не являлся.
Конец эпохи борьбы с тунеядством
Вытеснить «частников» из советской экономики все же получилось. Если еще недавно индивидуальные предприниматели были многомиллионным классом, то к концу 1964 года их количество не превышало семи тысяч на весь Союз.
Главной причиной возникновения таких законов было желание власти и лично самого Хрущева сделать государство — главным работодателем для всех людей. Ведь при таком раскладе утопичное «От каждого по способностям, каждому по потребностям» могло бы работать правильным образом. Однако дожить до этого момента Стране Советов все же не удалось.
Окончательно статья исчезла вместе со страной, после развала СССР в 1991 году. Однако идти на спад борьба с тунеядством начала еще в середине 1980-х годов. После — новоиспеченное государство вновь шагнуло на путь, из которого так долго пыталось выбраться. В 1992 уровень безработицы опять стал повышаться, достигнув отметки в 5,2%.