Станислав Петров: человек, который спас мир от ядерной войны

26 сентября 1983 года советский подполковник должен был отдать приказ пустить бомбы на Северную Америку в ответ на то, что те якобы стали бомбить СССР. Однако делать этого не стал и фактически смог предотвратить Третью мировую. Вот только за свои деяния он получил не похвалу и всеобщее признание, а строжайший выговор.
Станислав Петров: человек, который спас мир от ядерной войны
GettyImages
Первое время поступок Петрова держали в тайне, и лишь после распада СССР люди стали узнавать о том, насколько близко однажды мир подошел к ядерной войне.

Ровно в 20:00 по московскому времени 25 числа подполковник Станислав Петров заступил на дежурство в секретном командном пункте Серпухов-15, в паре часах езды от Москвы. В его обязанности входило наблюдение за приборами, фиксирующее состояние советских военных спутников над Соединенными Штатами. Смена протекала в обычном режиме, ничего особенного не происходило, как вдруг сработала сигнализация, предупреждающая о том, что с американской базы были запущены пять межконтинентальных баллистических ракет Minuteman.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«А стоит ли?»

У Станислава Петрова вообще в тот день должен был быть выходной — выйти на смену попросил коллега, а тот отказывать не стал. По итогу в 00:15 уже 26 сентября именно 44-летний подполковник увидел на экране рабочего компьютера слово «старт» и карту США с обозначенной небольшим квадратиком военной базой на Западе страны.

Примерно на 15 секунд вся часть погрузилась в состояние шока. Никто не понимал, что происходит, и что им делать дальше. А делать нужно было следующее: сотрудники командного пункта обязаны были сообщать о любых атаках в генеральный военный штаб, а те впоследствии — докладывать генсеку СССР Юрию Андропову. Однако в этот раз ни Петров, ни его подчиненные этого не сделали.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Диспетчерская на ракетно-ядерной базе под Москвой
Диспетчерская на ракетно-ядерной базе под Москвой, аналогичная той, где служил Станислав Петров
GettyImages
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сообщение о ядерной атаке поступили от спутниковой системы раннего предупреждения «Око». Она была создана для того, чтобы руководство страны имело в запасе около 10 минут для обдумывания дальнейших действий, в том числе нанесения ответного удара. В случае, если переговоры затягивались, сигнал поступал еще раз — уже зафиксированный вторым звеном защитной системы 20 минут до падения ракет на территорию государства. Следовательно, до момента взрыва оставалось полчаса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Петров в дальнейших интервью признавался, что в тот момент его голова превратилась в компьютер: он анализировал все вероятные исходы событий, пробовал вычислить пораженные ракетами точки, размышлял, сообщать начальству о тревоге или нет. Но что-то ему подсказывало, что никаких решительных действий по отношению США предпринимать не следует. Чувствовалось, будто тревога на самом деле ложная.

Вот только проверить это можно было, лишь подождав 10 минут до появления информации от второго эшелона «Ока». Оставалось лишь сидеть и нервно ждать.

«Я чувствовал себя так, словно сижу на раскаленной сковороде»
Станислав Петров

Тем не менее доложить о сирене все же надо, тогда подполковник, полностью покрытый холодным потом, взял в руки телефон и заявил о технической ошибке. На такие выводы его натолкнуло несколько факторов: во-первых, что-то внутри него подсказывало о том, что США не могли в тот момент начать ядерную войну; во-вторых, радар четко указывал на базу, откуда полетели ракеты — она была одна. А ракет пять. В конце концов, Петров обратился к «визуальщикам» — так называли офицеров, контролируемых воздушное и космическое пространство над СССР. И те не обнаружили никаких подозрительных летящих объектов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Позже подполковник поделился, что все это время в голове у него была лишь одна мысль: «А стоит ли оно того? Что ж, нет, не я буду зачинщиком Третьей мировой войны».

Станислав Петров в молодости
GettyImages

Второй эшелон защитной системы подтвердил мысли Петрова: небо над территорией Союза чистое, никакой ракетной атаки не предвидится. Выходит, военный сделал все правильно, вовремя распознав ошибку и не отдав команду нанести ядерный удар на предположительного агрессора. После этого инцидента на базу прибыла государственная комиссия и пыталась разобраться, по какой причине произошел сбой системы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нашли крайнего

А дело было в том, что изначально устройство изготовили быстрее, чем предполагалось. Тогда Соединенные Штаты представили аналогичный продукт, и Советскому Союзу нужно было срочно предлагать свою альтернативу.

Так уж вышло, что в состав комиссии входили и те люди, которые занимались разработкой системы. Получается, им нужно было наказывать самих себя... Но такой расклад, естественно, их не устраивал. Нужно было найти другого виноватого. И им оказался дежурный подполковник Станислав Петров. В его обязанности помимо наблюдения за приборами также входило заполнение боевого журнала, куда ему необходимо было записывать все отданные им команды и принятые в ответ сообщения от руководства. В ту ночь он об этом совершенно не думал, поэтому некоторые строки остались пустыми. Заполнить его после случившегося мужчина тоже не мог — за такое могли дать уголовный срок. В результате он получил строгий выговор вместо слов восхищения его невероятно точной интуиции и профессионализму.

«Человек, который спас мир»

Через год Петров принял решение уйти в отставку. А случившееся держалось некоторое время в строгом секрете — даже собственной жене он рассказал о ночи на 26 сентября только спустя 8 лет, когда СССР уже распался. Примерно тогда же об инциденте узнала и вся Россия: в 1993 году генерал-полковник Юрий Вотинцев выпустил статью под названием «Неизвестные войска исчезнувшей сверхдержавы», в которой тот упомянул С. Е. Петрова. Затем в гости к подполковнику в отставке наведался журналист газеты «Совершенно секретно» Дмитрий Лиханов, взял у него большое интервью и еще раз прославил его имя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Спустя время мужчину разыскали зарубежные журналисты, выпустили о нем несколько статей и теперь уже сделали его известным по всему миру. Петрова трижды представляли к международным наградам:

  • 19 января 2006 года ему вручили специальную награду международной общественной организации «Ассоциация граждан мира» — хрустальную статуэтку «Рука, держащая земной шар». На ней внизу были выгравированы слова: «Человеку, предотвратившему ядерную войну».
  • 24 февраля 2012 года Станислав Петров стал лауреатом премии в области немецких СМИ за предыдущий год.
  • 17 февраля 2013 года он стал лауреатом Дрезденской премии. Ее присуждают за устранение угрозы возникновения вооруженных конфликтов.
Станислав Петров — человек, который спас мир от ядерной войны
EPA

А в 2014 году состоялась премьера документально-художественного фильма «Человек, который спас мир», снятого датским режиссером, про ту ночь, по счастью не ставшей роковой.

Несмотря на растущую популярность, сам спаситель мира никак не менял свой образ жизни: жил спокойно во Фрязино, периодически подрабатывал охранником. Петров скончался у себя дома 19 мая 2017 года в возрасте 77 лет.