От смолы до сладкого бубль-гума: история жвачки

Ежегодно 23 сентября принято отмечать день рождения жвачки. Более 175 лет назад предприниматель из США Джон Кертис сварил первую коммерческую «Сосновую резинку», прокипятив смолу, разрезав ее на небольшие кусочки, а затем посыпав их кукурузным крахмалом. С тех пор рецептура существенно изменилась, а жевательная резинка стала любимым средством против кариеса и стресса миллионов людей по всему миру.
От смолы до сладкого бубль-гума: история жвачки
Freepik
Мятная, арбузная, цитрусовая, клубничная — сегодня в каждом супермаркете представлен довольно широкий ассортимент вкусов жевательных резинок. Раньше, конечно, такого разнообразия не было... Приходилось довольствоваться тем, что имели.

На самом деле история жевательной резинки началась гораздо раньше: историки утверждают, что более 9000 лет назад жители Северной Европы предпочитали жевать смолу из бересты — неизвестно, ради удовольствия ли или в лечебных целях, но факт остается фактом. Древние греки использовали смолу мастикового дерева, а индейцы племени майя пережевывали сок гевеи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С дерева на станок

В жевании чего-либо для профилактики зубных заболеваний золотую жилу увидел американец Джон Кертис. Когда тому исполнился 21 год, его семья переехала в небольшой город Бангор, где повсеместно росли хвойные деревья. Немного поэкспериментировав с ингредиентами, он изготовил первую партию сосновой жвачки и оставил на этикетках надпись: «Штат Мэн. Чистая еловая резинка».

Джон Кертис
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Изначально продажи шли плохо. Как оказалось, жвачки из еловой смолы получились невкусными и при длительном жевании становились хрупкими. Тогда Кертис решил добавить в рецептуру парафин, пчелиный воск и другие легкие ароматизаторы. Вот тогда дела пошли в гору и к 1850-м году предприниматель построил первую в мире фабрику по производству жевательной резинки Curtis Chewing Gum Company в Портленде, штат Мэн. Ее качество все равно было не самым лучшим, на жаре еловая смола таяла, а в кусочках иногда попадалась хвоя. Тем не менее именно с этого началась история современной жвачки.

В дело вступает каучук

Удивительно, но Джон Кертис не стал подавать патент на технологию изготовления жевательной резинки. Зато спустя почти 20 лет это сделал дантист Уильям Семпл. Он решил изготавливать изделие из каучука с добавлением мела, древесного угля и натуральных подсластителей, и это, по его словам, должно было благоприятно влиять на здоровье зубов, а также тренировать челюсти.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако по необъяснимым причинам развивать свое дело он не стал. Ровно через год в игру вступил известный нью-йоркский фотограф Томас Адамс, причем весьма необычным образом: он закупил огромную партию каучука у мексиканского генерала Антонио де Санта-Анна по немыслимо низкой стоимости с целью производить резину. А в итоге получилась жвачка, похожая на чикле — сок латекса, добывающийся из деревьев рода Manilkara и популярный много лет среди племен майя.

После Адамс стал экспериментировать с различными добавками и упаковкой, сделал множество разноцветных фантиков, которые будут привлекать покупателей, и предложил свой продукт различным магазинам, аптекам и владельцам вендинговых автоматов, расположенных на железнодорожных станциях крупных городов. О жвачке стали узнавать все Штаты!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Жвачка премиум класса

О продукте узнал и предприниматель Уильям Ригли-младший — его имя наверняка вам знакомо. В 1891 году он основал компанию по производству чистящего средства Wrigley's, а для привлечения клиентов мужчина стал прикладывать к каждой упаковке пакетик разрыхлителя. Позже он переключился на изготовление разрыхлителей, а в качестве приятного бонуса для покупателей клеил на банку две жевательные резинки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Проведя опросы среди постоянных покупателей и изучив их ответы, смекалистый Ригли понял, что клиентов больше привлекает не разрыхлитель, а тот самый бонус, и естественно решил приобрести патент на изготовление жевательной резинки. Продвигать товар в массы он решил посредством рекламы — предприниматель никогда на нее не скупился.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Реклама жевательной резинки Wrigley's
Wikipedia

За все годы существования фирмы жевательная резинка приобрела легендарный мятный вкус и разнообразные формы — пластинки, шарики, которые выпускают по сей день.

Розовый бубль-гум

Еще одно важнейшее имя в истории изобретения жвачки — Уолтер Димер. Молодой химик будучи бухгалтером в компании Fleer по производству жевательной резинки в свободное время любил проводить различные опыты и случайным образом наткнулся на формулу, которая делала изделие менее липким и более гибким, чем другие существующие виды жевательной резинки. Благодаря такой модификации из нее легко получалось выдувать пузыри.

На следующий день после своего открытия Димер потерял рецепт. На его восстановление ему потребовалось целых четыре месяца!

В своем рецепте ученый также решил использовать краситель, чтобы сделать изделие более привлекательным. Единственный цвет, доступный в компании, Fleer Chewing Gum Company, был розовый. Поэтому при выдувании получались забавные розовые пузыри. Чтобы помочь продавать новую жевательную резинку, Димер сам научил продавцов выдувать из нее пузыри. Идея сработала: за первый год продажи превысили 1,5 миллиона долларов. На сегодняшний день они стали выше в несколько раз, ведь сегодня жвачка — это уже неизменный спутник нашей жизни.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Жвачка
Wikipedia

Примечательно, что современная продукция изготавливается следующим образом: к натуральной или синтетической резиновой основе добавляют подсластители и ароматизаторы, а получившиеся кусочки теперь покрывают глазурью, благодаря которой изделия не липнут к рукам.