Одна из самых загадочных морских катастроф СССР: гибель корабля «Отважный» летом 1974 года

Лето 1974 года стало роковым в истории черноморского флота. В тот август случилась одна из самых трагичных и скрытных морских катастроф в истории СССР. Долгое время о подробностях тех событий не знал никто, кроме узкого круга очевидцев и специалистов. Рассказываем, что на самом деле произошло на затонувшем большом противолодочном корабле «Отважный».
Одна из самых загадочных морских катастроф СССР: гибель корабля «Отважный» летом 1974 года
Navy.su
Вместе с собой «Отважный» унес под воду жизни 24 моряков, 5 из которых на тот момент были курсантами.

О катастрофе, произошедшей с «Отважным», было неизвестно до 1994 года. На протяжении 20 лет единственной информацией о тех событиях была табличка на севастопольском кладбище с надписью: «Морякам "Отважного", погибшим при исполнении воинского долга в августе 1974 года». О том, как на самом деле умерли их сыновья, мужья и братья, не знали даже родственники моряков.

История БПК «Отважный»
widget-interest

Большой противолодочный корабль был построен в 1956 году по заказу института военного кораблестроения. Главным конструктором «проекта 61» выступил советский инженер-кораблестроитель Б.И. Купенский. Несмотря на ряд недостатков, которые были выявлены при испытаниях судна, работу признали удовлетворительный, а «61-го» приняли в состав ВМФ.

 

Через 10 лет после создания, у военно-морского флота СССР появилось 20 кораблей «проекта 61». Тот самый судьбоносный «Отважный» был седьмым судном в серии.

Предпосылки катастрофы

История началась незадолго до самой катастрофы. В начале августа на «Отважном» сменился офицерский состав — в должности вступили лейтенанты, которые только «вчера» окончили училища. Кроме того, произошли изменения внутри командного состава экипажа судна.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Молодая кровь и новые кадры — это не плохо само по себе, плохо — когда начинающие специалисты оказываются без надзора опытных моряков. Именно это и произошло на корабле «Отважный». Люди, которые должны были выступать в качестве наставников, ушли в отпуска, а офицеры, вышедшие им на замену были не знакомы с особенностями «проекта 61».

Что случилось 30 августа 1974 года на корабле «Отважный»

В роковой день, 30 августа 1974 года, корабль «Отважный» находился в Стрелецкой бухте Севастополя. По плану, начальник штаба Черноморского флота вместе с офицерами и представитель Главного штаба ВМФ контр-адмирал М.Г. Путинцев должны были наблюдать за ракетными стрельбами из моря.

В 10 часов 01 минуту мичман по фамилии Шупортяк сообщил экипажу об услышанном хлопке и ярких вспышках рядом с местом, где находился барабан с запасными ракетами. Буквально через секунду после этого помещение заполнилось дымом. В состоянии шока и паники Шупортяк повел себя ошибочным образом — вместо того, чтобы сообщить о случившемся и включить противопожарную систему, он просто убежал. Возможно, если бы моряк поступил иначе, никакой катастрофы бы и не произошло.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все события, описанные в прошлом абзаце, длились всего 20 секунд, которых оказалось достаточно для того, чтобы в погребе зенитных управляемых ракет произошел первый взрыв. После хлопка пламя захватило кормовые помещения и стало распространяться по всему кораблю.

Катастрофа на корабле «Отважный»
Wikimapia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О происходящем на «отважном» штаб Черноморского флота узнал через 3 минуты после начала катастрофы, однако информация, которую передали его сотрудникам, не имела ничего общего с действительностью. Вопреки реальным событиям, штабу доложили, что на корабле взорвались баллоны с воздухом.

В этот момент на самом судне творился хаос — многочисленные офицеры и два адмирала не могли принять правильных и общепринятых решений. Вместо четких действий, которые могли бы минимизировать количество жертв, «начальники» только усугубляли положение.

Попытки спасти корабль «Отважный»

Корабль находился недалеко от берега, а потому направить к нему оперативную помощь было несложно. Около 30 судов приплыли к горящему «Отважному» уже через час после начала катастрофы. Однако справиться с пламенем ни одному кораблю так и не удалось.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Следующие взрывы прозвучали на «Отважном» почти через 5 часов после начала катастрофы — в 14:47 и 14:55. Тогда за два хлопка взорвалось сразу 12 зенитных ракет. Согласно корабельному журналу, последний приказ «подняться на верх», который отдал экипажу капитан, прозвучал в 15:11. Ровно через 46 минут после этого корабль затонул.

Вид на катастрофу с БРК «Бедовый»
Вид на катастрофу с БРК «Бедовый»
Navy.su
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на то, что по официальным документам в штат «Отважного» входило 270 сотрудников, в тот день на борту судна было 287 человек. Среди тех, кому не удалось спастись с большого противолодочного корабля, оказались 19 моряков и 5 курсантов, еще 26 членов экипажа получили тяжелые ранения.

Расследование причин и умалчивание дела

Конечно же все, что произошло на «Отважном», — осталось на «Отважном». Информацию о катастрофе мгновенно засекретили, а в газетах и среди населения ходили только слухи. Больше всего негодования было у родственников погибших моряков, которые хотели узнать, что случилось с их близкими.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В процессе следствия комиссия выдвинула 8 предположительных версий. Среди них были как вполне рабочие, например, «повышенное электропитание в цепях питания ракет», так и довольно абсурдные и близкие к диверсии, — «умышленный запуск двигателя ракеты специальными неопознанными устройствами». Установить точные причины специалистам так и «не удалось».

Почтовая марка с кораблем «Отважный»
Wikimedia

Многие свидетельства указывали на то, что именно мичман Шупортяк был ключевым персонажем в этой истории. Если бы мужчина не сбежал из отсека, а предпринял необходимые меры, аварии можно было бы избежать. Однако в результате мичман не понес ответственности за свой поступок. Не получив никаких толковых выводов, дело решили закрыть и наложить на него гриф секретности.

Той же осенью водолазы начали поднимать с затонувшего судна важные документы и приборы, чтобы те не попали в руки к американским разведчикам. Сам борт решили не поднимать, вместо этого «Отважного» решили взорвать с помощью 124 тонн взрывчатки.