Вечеринки Tupperware: как бизнес по производству пластиковых контейнеров изменил мир маркетинга и домашних продаж
На первый взгляд такие «посиделки» в гостиных могли показаться чем-то очень легкомысленным и несерьезным. Однако на деле организаторы вечеринок Tupperware не просто собирали толпу женщин, а занимались процветающим и очень прибыльным бизнесом.
Что поспособствовало появлению вечеринок Tupperware
В 1946 году американский предприниматель Эрл Таппер начал выпускать пластиковые миски для продуктов. На тот момент пластиковая индустрия только начинала развиваться, а потому подобные качественные изделия были новаторским решением на рынке. Через год мужчина основал фирму под названием Tupperware и стал массово выпускать «легковесные и гибкие контейнеры».
Емкость, производимая Таппером, получила призвание в области дизайна и промышленности, однако обычный потребитель отнесся к ней с ноткой скептицизма. Контейнер не был похож на посуду, которая обычно стояла на кухнях американских домохозяек, а пластик казался дешевым материалом с неприятной текстурой и резкими запахами.
Больше остального смущали покупателей инновационные крышки. С одной стороны, они были герметичными и помогали продукту дольше оставаться свежим, с другой, — сбивали с толку потребителей, которые не понимали, как правильно ими пользоваться. Из-за таких сложностей, крышки вместе с контейнерами часто приносили обратно в универмаги, заявляя, что они не подходят друг другу.
Все это привело к тому, что про товар очень быстро забыли — контейнеры бесхозно стояли на полках супермаркетов и совершенно не пользовались спросом. Казалось бы, инновацию в мире пластика ждал крах, однако увидела в ней потенциал и вдохнула в нее вторую жизнь женщина по имени Брауни Вайс, автор колонки с домашними советами и обыкновенная секретарша.
В тот же момент компания по производству чистящих средств для дома Stanley Home стала распространять свои товары с помощью «домашних презентаций» — нового метода продажи товаров. Такие мероприятия позволяли женщинам приобретать вещи прямо у себя дома вместе с подругами и соседками. Именно за этим подходом к продажам Брауни Вайс увидела будущее, поэтому женщина решила организовать свой собственный бизнес под названием «Вечеринки в патио» и стала использовать эту модель для различных товаров для дома, в том числе — посуды Tupperware. Штат продавцов Вайс собрала из местных домохозяек, которых предварительно обучила ведению сделок.
Вечеринки, которые проводила Брауни Вайс
Сначала компания Tupperware пыталась сопротивляться прямым продажам и предпочитала размещать товары только на полках универсамов или в каталогах, Однако, когда стало понятно, что с таким консервативным подходом бизнес не только не сдвигается с мертвой точки, но и находится на гране краха, Эрлу Тапперу пришлось сдаться. Прознав об успехе Stanley Home и бизнесе Брауни Вайс, предприниматель решил нанять женщину непосредственно в Tupperware и назначить ее главным менеджером по продажам.
Брауни Вайс была идеальным кандидатом на эту должность — менеджер знала, как продать товар таким же женщинам как и она, на какие моменты стоит обратить внимание и как подойти к презентации так, чтобы контейнер в итоге купили.
Почему вечеринки Tupperware работали
Метод прямых продаж среди домохозяек на домашних вечеринках оказался максимально эффективными, а повлияли на это сразу несколько факторов. Во-первых, успеху способствовали социально-экономические изменения послевоенного времени. После Второй мировой войны многие семьи стали переезжать в пригороды, чтобы обосноваться там и начать строить свою спокойную «медленную» жизнь.
Кроме того, мужчины, вернувшиеся с военных действий, стали выходить на свои прежние рабочие места, а потому многие женщины, которые стали трудиться в период войны, были вытеснены с рынка труда и стали вынуждены вернуться домой к патриархальному разделению ролей. Кстати, на последнее повлиял также «бэби-бум», произошедший в этот период. Все эти моменты сделали пригородные жилые районы идеальной средой для проведения подобных вечеринок среди домохозяек среднего класса.
Конечно, многих подкупала развлекательная сторона мероприятия. Помимо прочего, вечеринки Tupperware были способом пообщаться со старыми друзьями, завести новые знакомства, почувствовать свою причастность к развивающейся потребительской экономике и отвлечься от домашней рутины.
Эффективные вечеринки Tupperware, не прошедшие испытания временем и конкуренцией
В результате вечеринки Tupperware переросли в большой бизнес, лучших продавцов которого награждали роскошными подарками на ежегодных собраниях. Если изначально дистрибьюторами и клиентами были только белые семейные женщины из пригородов, со временем целевая аудитория выросла и стала захватывать каже чернокожих, латиноамериканских, разведенных женщин и матерей-одиночек.
Сама Брауни Вайс проработала в Tupperware относительно недолго, до 1958 года. После из-за конфликта с Эрлом Таппером женщина была уволена, не получив ни одной акции компании. Более того — основатель фирмы запретил какие-либо упоминания о Вайс в корпоративной литературе. Вскоре после этого Таппер продал права на владение компанией аптеке Rexall, однако бренд Tupperware и вечеринки Tupperware продолжали существовать.
К концу XX века Tupperware стала компанией, процветающей в разных уголках мира — продукция фирмы была представлена почти в 100 странах. Однако в XXI веке ее популярность стала стремительно снижаться. Это произошло на фоне растущей конкуренции и обеспокоенности общественности состоянием окружающей среды в отношении пластика. В результате в сентябре 2024 года Tupperware объявила о своем банкротстве.