Вечеринки Tupperware: как бизнес по производству пластиковых контейнеров изменил мир маркетинга и домашних продаж

В середине прошлого века в гостиных американских пригородов можно было наблюдать следующую картину: группа женщин в смешных шляпах обсуждают насущные проблемы, играют в настольные игры, дегустируют напитки и закуски, а еще — передают друг другу пластиковые контейнеры. Такие мероприятия для домохозяек были частью маркетингового плана Брауни Вайс, который изменил мир прямых продаж.
Вечеринки Tupperware: как бизнес по производству пластиковых контейнеров изменил мир маркетинга и домашних продаж
Center at the National Museum of American History
Вечеринки Tupperware были крайне популярны в разных регионах США в 1950-1960-е годы.

На первый взгляд такие «посиделки» в гостиных могли показаться чем-то очень легкомысленным и несерьезным. Однако на деле организаторы вечеринок Tupperware не просто собирали толпу женщин, а занимались процветающим и очень прибыльным бизнесом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что поспособствовало появлению вечеринок Tupperware

В 1946 году американский предприниматель Эрл Таппер начал выпускать пластиковые миски для продуктов. На тот момент пластиковая индустрия только начинала развиваться, а потому подобные качественные изделия были новаторским решением на рынке. Через год мужчина основал фирму под названием Tupperware и стал массово выпускать «легковесные и гибкие контейнеры».

Емкость, производимая Таппером, получила призвание в области дизайна и промышленности, однако обычный потребитель отнесся к ней с ноткой скептицизма. Контейнер не был похож на посуду, которая обычно стояла на кухнях американских домохозяек, а пластик казался дешевым материалом с неприятной текстурой и резкими запахами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Чудо-чаша» с герметичной крышкой Эрла Таппера
«Чудо-чаша» с герметичной крышкой Эрла Таппера
NMAH
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Больше остального смущали покупателей инновационные крышки. С одной стороны, они были герметичными и помогали продукту дольше оставаться свежим, с другой, — сбивали с толку потребителей, которые не понимали, как правильно ими пользоваться. Из-за таких сложностей, крышки вместе с контейнерами часто приносили обратно в универмаги, заявляя, что они не подходят друг другу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все это привело к тому, что про товар очень быстро забыли — контейнеры бесхозно стояли на полках супермаркетов и совершенно не пользовались спросом. Казалось бы, инновацию в мире пластика ждал крах, однако увидела в ней потенциал и вдохнула в нее вторую жизнь женщина по имени Брауни Вайс, автор колонки с домашними советами и обыкновенная секретарша.

В тот же момент компания по производству чистящих средств для дома Stanley Home стала распространять свои товары с помощью «домашних презентаций» — нового метода продажи товаров. Такие мероприятия позволяли женщинам приобретать вещи прямо у себя дома вместе с подругами и соседками. Именно за этим подходом к продажам Брауни Вайс увидела будущее, поэтому женщина решила организовать свой собственный бизнес под названием «Вечеринки в патио» и стала использовать эту модель для различных товаров для дома, в том числе — посуды Tupperware. Штат продавцов Вайс собрала из местных домохозяек, которых предварительно обучила ведению сделок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вечеринки, которые проводила Брауни Вайс

Сначала компания Tupperware пыталась сопротивляться прямым продажам и предпочитала размещать товары только на полках универсамов или в каталогах, Однако, когда стало понятно, что с таким консервативным подходом бизнес не только не сдвигается с мертвой точки, но и находится на гране краха, Эрлу Тапперу пришлось сдаться. Прознав об успехе Stanley Home и бизнесе Брауни Вайс, предприниматель решил нанять женщину непосредственно в Tupperware и назначить ее главным менеджером по продажам.

Реклама Tupperware
NMAH
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Брауни Вайс была идеальным кандидатом на эту должность — менеджер знала, как продать товар таким же женщинам как и она, на какие моменты стоит обратить внимание и как подойти к презентации так, чтобы контейнер в итоге купили.

Домашние презентации товаров Tupperware

Домашние презентации контейнеров Tupperware, которые проводила Брауни Вайс, были веселыми, легкомысленными и при этом крайне эффективными. Женщина бросала контейнеры через всю комнату, чтобы доказать их прочность на практике. Во время настольных игр рассказывала шутки и истории, так или иначе связанные с контейнерами. Она объясняла женщинам как правильно пользоваться той самой крышкой. А еще — прямо на вечеринках привлекала к бизнесу других женщин, обучая их методу прямых продаж. 

Почему вечеринки Tupperware работали

Метод прямых продаж среди домохозяек на домашних вечеринках оказался максимально эффективными, а повлияли на это сразу несколько факторов. Во-первых, успеху способствовали социально-экономические изменения послевоенного времени. После Второй мировой войны многие семьи стали переезжать в пригороды, чтобы обосноваться там и начать строить свою спокойную «медленную» жизнь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Приглашение на вечеринку Tupperware
Приглашение на вечеринку Tupperware
NMAH
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме того, мужчины, вернувшиеся с военных действий, стали выходить на свои прежние рабочие места, а потому многие женщины, которые стали трудиться в период войны, были вытеснены с рынка труда и стали вынуждены вернуться домой к патриархальному разделению ролей. Кстати, на последнее повлиял также «бэби-бум», произошедший в этот период. Все эти моменты сделали пригородные жилые районы идеальной средой для проведения подобных вечеринок среди домохозяек среднего класса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конечно, многих подкупала развлекательная сторона мероприятия. Помимо прочего, вечеринки Tupperware были способом пообщаться со старыми друзьями, завести новые знакомства, почувствовать свою причастность к развивающейся потребительской экономике и отвлечься от домашней рутины.

Вместе с этим для женщин, которые стали частью бизнеса, вечеринки также были способом заработка дополнительных денег.

Эффективные вечеринки Tupperware, не прошедшие испытания временем и конкуренцией

В результате вечеринки Tupperware переросли в большой бизнес, лучших продавцов которого награждали роскошными подарками на ежегодных собраниях. Если изначально дистрибьюторами и клиентами были только белые семейные женщины из пригородов, со временем целевая аудитория выросла и стала захватывать каже чернокожих, латиноамериканских, разведенных женщин и матерей-одиночек.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Вечеринка Tupperware, 1963 год
Вечеринка Tupperware, 1963 год
GettyImages

Сама Брауни Вайс проработала в Tupperware относительно недолго, до 1958 года. После из-за конфликта с Эрлом Таппером женщина была уволена, не получив ни одной акции компании. Более того — основатель фирмы запретил какие-либо упоминания о Вайс в корпоративной литературе. Вскоре после этого Таппер продал права на владение компанией аптеке Rexall, однако бренд Tupperware и вечеринки Tupperware продолжали существовать.

К концу XX века Tupperware стала компанией, процветающей в разных уголках мира — продукция фирмы была представлена почти в 100 странах. Однако в XXI веке ее популярность стала стремительно снижаться. Это произошло на фоне растущей конкуренции и обеспокоенности общественности состоянием окружающей среды в отношении пластика. В результате в сентябре 2024 года Tupperware объявила о своем банкротстве.