Дэвид Ханн: история подростка, который от скуки построил у себя в сарае ядерный реактор

Пока сверстники размышляли о том, как в тайне от родителей устроить вечеринку или накопить на крутую машину, этот парень яростно увлекался наукой и мечтал собрать коллекцию образцов каждого элемента таблицы Менделеева. О том, к чему может привести его хобби, родители мальчика даже не догадывались.
Дэвид Ханн: история подростка, который от скуки построил у себя в сарае ядерный реактор
allthatsinteresting.com
К такой безумной (хотя он сам так не считал) идее Дэвид Ханн пришел в возрасте 17 лет.

Слышали про скаутское движение? Его основал военный и общественный деятель Роберт Баден-Пауэлл в 1907 году с целью развить молодых людей физически, интеллектуально, эмоционально, социально и духовно, а также воспитать их ответственными гражданами и членами общества. Делалось это с помощью различных практических занятий на свежем воздухе, а мотивацию поднимали, вручая особые знаки в виде нашивок, значков, лент и шнуров за определенные достижения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Стать скаутом желали миллионы подростков по всему миру, в том числе и Дэвид Ханн. Только достигать он решил весьма нестандартных целей: 10 мая 1991 года 14-летнему мальчику вручили значок «За заслуги в области атомной энергетики» — это был первый (и, вероятно, единственный) случай, когда бойскаут получил значок в этой дисциплине.

Дэвид Ханн, «радиоактивный бойскаут»
unilad.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Настоящий вундеркинд

Дэвид начал увлекаться химий с ранних лет: к десяти годам он прочитал все энциклопедии и учебники, которые хранились в домашней библиотеке. Родители, заметив увлечение сына, поддержали его интерес и приобрели несколько наборов по химии, даже не подозревая, что у ребенка проснется желание отойти от теории и приступить к практике. Так, к 14 годам подросток сумел изготовить нитроглицерин.

А однажды на собрание скаутов он явился с ярко-оранжевым лицом, что было вызвано передозировкой кантаксантина, который он принимал для тестирования методов искусственного загара. Все эксперименты проводились у него дома: одной ночью, когда родители сидели в гостиной и спокойно смотрели телевизор, дом сотряс взрыв в подвале. Там они нашли Дэвида, лежащего на полу в полубессознательном состоянии, его брови дымились. Юный гений, не зная, что красный фосфор пирофорный, колотил по нему отверткой и случайно спровоцировал взрыв.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Запретить ребенку увлекаться химией отец с матерью не могли, поэтому попросили его переместить все свои эксперименты в сарай и постараться больше не ставить свою жизнь под угрозу.

Домашний ядерный реактор

В возрасте 17-ти лет Хан начитался статей о химических экспериментах и решил самостоятельно создать реактор-размножитель. Самый настоящий, который мог бы в одно время производить электричество и топливо. Для этого у него уже было практически все нужные материалы: торий из фонарей, радий из часов, тритий из прицелов и литий из батареек, алюминий.

Большую часть материалов он доставал из бытовых приборов. Они были в очень малых количествах, но это было вполне достаточно для целей, которых преследовал Хан.

Примечательно, что по вопросам создания ядерного реактора Дэвид консультировался с Комиссией по ядерному регулированию и с другими специалистами в сфере ядерной энергетики. Он выдавал себя за школьного учителя физики (хотя в тексте присутствовали грамматические и орфографические ошибки), придумывал другие легенды и расспрашивал обо всем, что его интересовало — а ученые охотно объясняли парню, каким образом можно достичь цепной ядерной реакции.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Дэвид Хан
Alamy

Чтобы обращаться с потенциально смертельно опасными химическими веществами, юный химик использовал фильтры для кофе и банки для маринадов. Однако это, конечно, в должной мере не могло обеспечить ему безопасности. И вот «реактор» создан. Хан достиг своей цели, но понял, что где-то просчитался: его изобретение не могло достигать критического состояния и в итоге источником ионизирующего излучения. Взглянув на счетчик Гейгера, парень испугался, увидев заоблачные показатели, и тогда принялся заметать следы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Проводить «операцию» было решено ночью: Дэвид собрал несколько элементов реактора, положил все в багажник машины родителей, прихватил лопату и поехал в лес. Тут-то его и заметили: полиция обратила внимание на подозрительный автомобиль и попросила водителя открыть багажник. Парень молчал как убитый. После этого не потребовалось много времени, чтобы выяснить, где еще хранились радиоактивные вещества и какое влияние на район, где жил Хан, они оказывают.

Местная полиция связалась с федеральными властями, что привело Агентство по охране окружающей среды к порогу дома Дэвида. Родители показали, где находилась его лаборатория: на двери висела табличка с надписью «Опасно».

Сарай Дэвида Хана
unilad.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пока сарай разбирали, Дэвид находился под стражей. Из лаборатории вывезли 39 бочек с опасными материалами и переместили их на могильник для слаборадиоактивных отходов в штате Юта. За деяния подростка его родителей оштрафовали на 60000 долларов, деньги ушли на покрытие расходов государства.

Если думаете, что парню сильно досталось от родителей, то вы ошибаетесь. Отец мальчика был крайне впечатлен тем, что тому удалось создать реактор: «Я очень горжусь Дейвом, не так много подростков могут собрать что-то подобное даже в своих смелых мечтах. Я не думаю, что смог бы это сделать».

А что было потом?

А потом Дэвид Ханн впал в депрессию. Его печаль прогрессировала с каждым годом, тому способствовали и происходящие события: самоубийство матери, болезненный разрыв с девушкой. Чтобы забыться, молодой человек принял решение пойти в армию. Отслужил в ВМС США и все так же продолжал увлекаться химией. А с возрастом у него началась появляться новые проблемы с психическим здоровьем.

Десять лет спустя после демонтажа первого ядерного реактора Хан снова привлек внимание полиции. Его заподозрили в создании нового реактора, который обнаружили в морозильной камере, а вскоре еще и уличили его в краже более десятка датчиков дыма. За это Дэвид пробыл в заключении 90 суток.

После освобождения горе-ученый начал злоупотреблять алкоголем и наркотиками, и в результате в 2016 году, в возрасте 39-лет он скончался от передозировки.