Хлеб с наценкой и дефицитная колбаса: существовали ли в СССР сервисы доставки и как они работали

Если вы уверены в том, что доставка продуктов на дом — прихоть современной молодежи и новшество XXI века, вы глубоко заблуждаетесь. На самом деле сервисы доставки существовали даже в СССР, однако особой популярностью они не пользовались.
Хлеб с наценкой и дефицитная колбаса: существовали ли в СССР сервисы доставки и как они работали
fishki.net
В Советском Союзе доставка товаров на дом стала появляться и развиваться во второй половине XX века, после 1950-х годов

Сегодня во многих крупных и небольших городах России, чтобы получить тот или иной продукт на дом, достаточно сделать пару кликов в приложении и подождать от 15 минут до нескольких часов. В СССР система доставки продуктов работала несколько иначе — заказы граждане делали по телефону, а покупки курьер привозил только на следующий день. Несмотря на то, что сервис был довольно удобным и, что главное, — бесплатным, пользовался им очень небольшой пласт населения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как была устроена доставка продуктов в СССР

Период пандемии COVID-19 и активное развитие цифровых технологий напрочь отбили у многих людей желание ходить в физические магазины. Сегодня жители городов не понимают, зачем тратить свое время, носить тяжелые пакеты и выходить из дома, если продукты можно заказать за пару минут прямо со смартфона. В СССР же поход в магазин не воспринимался как «подвиг», а доставка продуктов на дом считалась ненужной роскошью.

Кроме того, услуги по доставке еды предлагали только жителям Москвы, Ленинграда и Новосибирска, а потому большая часть населения страны даже не знала о существовании такого сервиса. Первые службы по доставке продуктов появились в 1950-х годах и работали до самого конца существования Союза.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Продавщица собирает продукты для доставки на дом
bigpicture.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Продукты можно было заказать по телефону, обозначив оператору список и количество необходимых продуктов. После — работники сервиса собирали заказы, однако делали это не на складе, как сегодня, а в обычных магазинах. На следующий день собранные пакеты отправлялись к курьерам, которые и развозили заказы по адресам. Чаще всего доставщики продуктов на дом передвигались на машинах или мотоциклах, однако иногда встречались редкие пешие курьеры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так как «брендированных» машин доставки в то время не было, для перевоза заказов использовались те же автомобили, что и для транспортировки товаров в магазины. Такое отсутствие наружной рекламы вновь объясняло, почему сервисы не пользовались популярностью.

Чаще всего курьеры ездили к клиентам на грузопассажирских машинах под названием Иж-2715. Из-за своеобразного внешнего вида в народе этот автомобиль получил клички «башмак» и «каблук».

Иж-2715 — автомобиль, который чаще всего использовался для доставки товаров
Иж-2715 — автомобиль, который чаще всего использовался для доставки товаров
drive2.ru
Сколько стоила доставка товаров в СССР

Сама доставка была условно бесплатной, при этом выгодной назвать ее было сложно. Услуга сбора продуктов и доставки заказа включали в стоимость товара, получалось — чем больше позиций закажешь, тем больше переплатишь. Так, распространенные продукты питания через доставку можно было приобрести примерно на 30% дороже, чем сходив в магазин. 

 

Так, например, если во время похода магазин советский человек отдавал за буханку ржаного хлеба примерно 16 копеек, то за тот же самый хлеб, привезенный курьером, ему бы пришлось заплатить 26 копеек. Молоко вместо 34 копеек стоило 44 копейки, а некоторые «редкие» продукты, например, кондитерские изделия могли стоить еще дороже. 

Платить лишние деньги обычные граждане не хотели, поэтому клиентами подобных сервисов были политики, творческая интеллигенция и другие работники с высоким доходом. Однако у советской доставки еды была еще одна важная особенность. Многие высшие слои общества выбирали получать продукты на дом таким образом из-за того, что при заказе доставки курьеры могли привезти помимо основного списка еще несколько редких позиций. Например, хорошую колбасу, которую не выкладывали на прилавок, или другой дефицитный товар. Если предложение устраивало клиента — он оплачивал основную часть заказа и дополнительные продукты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Доставка хлеба на дом
bigpicture.ru

Доставка других товаров в СССР

Привезти на дом курьеры могли не только продуктовую корзину, но и ряд других продуктов. Например, особой популярностью, как и сегодня, пользовалась доставка цветов. Кроме того, привозили мебель, бытовую технику, строительные материалы и даже билеты в кино или театр! Однако последнее, конечно, нигде кроме Москвы и Ленинграда было не встретить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Букет цветов во времена Союза считался не «дополнением» к основному подарку, а вполне себе роскошным жестом внимания. Дело в том, что букетные цветы были в дефиците и стоили больших денег. Например, купить букет роз в СССР можно было минимум за 10 рублей, что составляло около 10% от среднестатистической зарплаты. С доставкой, которая брала наценку, красивый букет цветов и вовсе стоил баснословных денег.

Доставка готовой еды, кстати, в Союзе тоже существовала, она называлась «Доставка обедов на дом» и была исключительной привилегией для самых богатых.
Доставка обедов на дом
bigpicture.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему доставка еды в СССР так и не стала популярной услугой

Если тот факт, что сервисы доставки продуктов существовали в СССР, мог многих удивить. То в то, что они не были популярны — поверить очень легко. Во-первых, об их существовании даже тогда мало кто знал. Люди, у которых были деньги на подобные услуги, обсуждали их между собой, а простому рабочему с завода о таких «замашках» не было толку даже и думать. Кроме того, у сервисов доставки не было как таковой рекламы, а информация о существовании услуг передавалась через «сарафанное радио». Рекламные плакаты встречались в немногих магазинах и очень редко — на улицах.

До того, как современные сервисы доставки товаров не стали доступными для всех слоев населения, люди в СССР и на постсоветском пространстве продолжали ходить в магазины самостоятельно. Из-за того, что еще недавно такая услуга для простых советских граждан выглядела как бесмыссленная трата денег, некоторые по привычке продолжают скептически относиться к доставке еды на дом.