Хлеб с наценкой и дефицитная колбаса: существовали ли в СССР сервисы доставки и как они работали
Сегодня во многих крупных и небольших городах России, чтобы получить тот или иной продукт на дом, достаточно сделать пару кликов в приложении и подождать от 15 минут до нескольких часов. В СССР система доставки продуктов работала несколько иначе — заказы граждане делали по телефону, а покупки курьер привозил только на следующий день. Несмотря на то, что сервис был довольно удобным и, что главное, — бесплатным, пользовался им очень небольшой пласт населения.
Как была устроена доставка продуктов в СССР
Период пандемии COVID-19 и активное развитие цифровых технологий напрочь отбили у многих людей желание ходить в физические магазины. Сегодня жители городов не понимают, зачем тратить свое время, носить тяжелые пакеты и выходить из дома, если продукты можно заказать за пару минут прямо со смартфона. В СССР же поход в магазин не воспринимался как «подвиг», а доставка продуктов на дом считалась ненужной роскошью.
Кроме того, услуги по доставке еды предлагали только жителям Москвы, Ленинграда и Новосибирска, а потому большая часть населения страны даже не знала о существовании такого сервиса. Первые службы по доставке продуктов появились в 1950-х годах и работали до самого конца существования Союза.
Продукты можно было заказать по телефону, обозначив оператору список и количество необходимых продуктов. После — работники сервиса собирали заказы, однако делали это не на складе, как сегодня, а в обычных магазинах. На следующий день собранные пакеты отправлялись к курьерам, которые и развозили заказы по адресам. Чаще всего доставщики продуктов на дом передвигались на машинах или мотоциклах, однако иногда встречались редкие пешие курьеры.
Так как «брендированных» машин доставки в то время не было, для перевоза заказов использовались те же автомобили, что и для транспортировки товаров в магазины. Такое отсутствие наружной рекламы вновь объясняло, почему сервисы не пользовались популярностью.
Чаще всего курьеры ездили к клиентам на грузопассажирских машинах под названием Иж-2715. Из-за своеобразного внешнего вида в народе этот автомобиль получил клички «башмак» и «каблук».
Платить лишние деньги обычные граждане не хотели, поэтому клиентами подобных сервисов были политики, творческая интеллигенция и другие работники с высоким доходом. Однако у советской доставки еды была еще одна важная особенность. Многие высшие слои общества выбирали получать продукты на дом таким образом из-за того, что при заказе доставки курьеры могли привезти помимо основного списка еще несколько редких позиций. Например, хорошую колбасу, которую не выкладывали на прилавок, или другой дефицитный товар. Если предложение устраивало клиента — он оплачивал основную часть заказа и дополнительные продукты.
Доставка других товаров в СССР
Привезти на дом курьеры могли не только продуктовую корзину, но и ряд других продуктов. Например, особой популярностью, как и сегодня, пользовалась доставка цветов. Кроме того, привозили мебель, бытовую технику, строительные материалы и даже билеты в кино или театр! Однако последнее, конечно, нигде кроме Москвы и Ленинграда было не встретить.
Букет цветов во времена Союза считался не «дополнением» к основному подарку, а вполне себе роскошным жестом внимания. Дело в том, что букетные цветы были в дефиците и стоили больших денег. Например, купить букет роз в СССР можно было минимум за 10 рублей, что составляло около 10% от среднестатистической зарплаты. С доставкой, которая брала наценку, красивый букет цветов и вовсе стоил баснословных денег.
Почему доставка еды в СССР так и не стала популярной услугой
Если тот факт, что сервисы доставки продуктов существовали в СССР, мог многих удивить. То в то, что они не были популярны — поверить очень легко. Во-первых, об их существовании даже тогда мало кто знал. Люди, у которых были деньги на подобные услуги, обсуждали их между собой, а простому рабочему с завода о таких «замашках» не было толку даже и думать. Кроме того, у сервисов доставки не было как таковой рекламы, а информация о существовании услуг передавалась через «сарафанное радио». Рекламные плакаты встречались в немногих магазинах и очень редко — на улицах.
До того, как современные сервисы доставки товаров не стали доступными для всех слоев населения, люди в СССР и на постсоветском пространстве продолжали ходить в магазины самостоятельно. Из-за того, что еще недавно такая услуга для простых советских граждан выглядела как бесмыссленная трата денег, некоторые по привычке продолжают скептически относиться к доставке еды на дом.