Антисоветчики, которых не преследовали, но осуждали: как жили советские стиляги
Середина прошлого века выдалась нелегкой в культурном плане. В Союзе было запрещено большинство западных вещей: музыка, журналы, фильмы, одежда. За окном была холодная война, распространять во время которой культуру врага было неприемлемо. Однако многим студентам того времени хотель просто жить, наслаждаться своей молодостью и получать удовольствие. Они не выходили на улицы с плакатами против советской власти, да и в целом, — не выступали за какие-то политические перемены. При этом их считали антисоветчиками, врагами советского режима и с ноткой ненависти называли «стилягами».
Яркие и свободные: какими были советские стиляги
Зародилось движение стиляг в послевоенное время, в конце 1940-х годов. Волей судьбы посетившие Западную Европу, люди вернулись оттуда с множеством культурных «трофеев», одежды, украшений и обуви. Привезенные товары из «покоренной» Германии стали распродавать на барахолках и блошиных рынках. Вещи, которые за рубежом уже были «прошлым сезоном» стали считаться находкой и писком моды у советских стиляг.
Субкультура стиляг определенно была протестом против однообразного стереотипного уклада жизни, который навязывался советскому обществу. Молодые люди в ярких нарядах отрицали многие нормы советской «морали», не хотели простаивать жизнь у станка ради страны и не ходили строем на парадах. При всем этом большинство из них были весьма аполитичными. Как правило, стиляги не собирались на митинги (представить подобное в те годы было в принципе невозможно), не организовывали антисоветских кружков и не выкрикивали лозунги. Свое неприятие советской идеологии они демонстрировали своеобразным образом жизни.
Однако, чтобы быть антисоветчиком, в Союзе не нужно было критиковать строй — достаточно было его просто не поддерживать. При этом преследовать по закону стиляг было не за что — нельзя посадить или расстрелять человека за то, что он ярко одевается и танцует под американский джаз. Поэтому со стилягами боролись другими способами — с помощью высмеивания и осуждения в пропаганде.
Субкультура распространялась в основном только в крупных городах страны, встретить стилягу из села или отдаленного провинциального городка была сложно.
Стиль в одежде, музыке и образе жизни
«Правильным» советским гражданам стиляги по-настоящему мозолили глаза. Они жили так, как те, кто их осуждает, возможно, и хотели бы, но не могли себе позволить. Более того — в Союзе осуждались тунеядцы, а большинство стиляг были именно таковыми. Часто родители «стильных» молодых людей устраивали их фиктивно на какие-нибудь несложные должности ради существования записей в трудовой книжке.
Всем своим видом стиляги транслировали поддержку Америки. Однако опять же — без явных антисоветских мотивов. Молодежь не интересовали политические игры, им нравилась картинка яркого западного образа жизни.
В то время как рабочий класс носил свободные штаны, светские стиляги-парни носили узкие брюки. Дерзости образу добавляли рубашки с широкими плечами, зонтики-трости и яркие галстуки. Девушки из этой субкультуры обычно одевались в приталенные платья на американский стиль, узкие короткие юбки и брючные костюмы.
На голове у стиляг были достаточно своеобразные прически. Парни носили так называемый «кок» — объемно поднятые волосы, а девушки — завивали кудри или делали высокие укладки. Еще одной важной деталью в образе дам-стиляг была красная помада, которая не могла не вызывать шквал осуждения.
Музыку стиляги слушали, конечно, тоже не отечественную. В почеты бли американские джаз и буги-вуги. Часто мелодии записывали на самодельные пластинки, сделанные из рентгеновских снимков. Распространяли и проигрывали такие диски» подпольно, надеясь, что добропорядочные соседи не вызовут милицию к ним в квартиру.
На джаз и буги-вуги советские танцы опять же не ложились, поэтому даже движения были скопированы из-за океана. Нередко стиляг, которые выполняли соответствующие танцы, вгоняли с общественных танцплощадок.
«Сегодня ты играешь джаз, а завтра — Родину продашь»
Бороться со стилягами пытались не только представители власти с помощью инструментов пропаганды, но и ответственные общественники. Так, стиляг всячески стыдили на общественных собраниях, например, в университетах или на предприятиях. Нередко таких молодых людей могли отчислить из университета, еще чаще — выгнать из комсомола.
В крупных городах стилягам жилось проще. Однако если к субкультуре приобщался житель провинциального города, на него могла быть объявлена настоящая охота, которая иногда могла не вписываться в рамки цивилизованных «разборок».
Конечно, такая борьба плодов особо не приносила. Стиляги стали постепенно исчезать как явление сами по себе во времена «Хрущевской оттепели», когда в стране стало понемногу ослабляться жесткое навязывание идеологии, а к субкультурам стали относиться более снисходительно.
Многие талантливые и успешные режиссеры, художники и музыканты того времени были «выходцами» из стиляг. И это неудивительно — ведь для того, чтобы выделяться из толпы в Союзе, нужно было проявлять смекалку и развивать творческие наклонности.