«Советские продавцы свободы»: как жили и работали фарцовщики в СССР
Дефицит товаров так или иначе ассоциируется с периодом СССР в целом, однако именно в брежневскую эпоху ситуация с нехваткой продовольствия была особенно острой. При этом у населения были неплохие доходы, тратить которые было не на что. Тогда на помощь пришли спекулянты, готовые обеспечить советский народ нужными вещами и заработать на этом хорошие деньги.
Считается, что «толчок» к появлению «фарцы» дал Всемирный фестиваль молодежи и студентов, прошедший в Москве в 1957 году. Тогда в столицу Союза приехали тысячи иностранных граждан, некоторые из них привезли с собой вещи for sale (с английского — для продажи). Самые смекалистые быстро нашли с гостями общий язык, завели полезные связи и обменяли редкие заграничные вещи, которые было не найти в советских магазинах, на икру или антиквариат. Позже они стали предлагать этот товар согражданам за большие деньги.
От дипломата до таксиста: кем были советские фарцовщики
Дело пошло хорошо, так как спрос на импортные и качественные вещи у народа был высоким как никогда. Тогда «фарца» стала набирать обороты и превратилась в целую индустрию подпольных продаж. Заниматься новым бизнесом стали самые разные слои населения: от моряков и дипломатов — у них доступ за границу был по роду деятельности — до коммуникабельных студентов, таксистов и спортсменов, которые обзаводились иностранными знакомствами и работали через посредников.
Фарцовщики делились на два вида. Первые, профессиональные предприниматели, фиктивно числились на работе, а на жизнь зарабатывали исключительно бизнесом. Вторые, любители, перепродавали вещи лишь изредка, когда выпадала такая возможность. Делали они это тихо и скрытно — в кругу знакомых или в комиссионных магазинах.
Многие фарцовщики занимались продажей только какой-то конкретной категории товаров. Так, например, в крупнейших гостиницах Союза существовала целая отлаженная схема, в которой каждый работник выполнял определенные задачи. Например, горничные предлагали иностранцам алкоголь в обмен на мелочевку, администраторы — выкупали одежду и обувь, а официанты — меняли икру и коньяк на электронику.
За фарцу в музыкальной сфере отвечали, как ни странно, сами музыканты. Благодаря связям и гастролям они привозили в СССР редкие пластинки и кассеты, на которых иногда были записаны композиции запрещенных в стране музыкантов. Некоторые фарцовщики специализировались на товаре, почитаемом в узких кругах, — «самиздате» (запрещенной литературе) и порнографических материалах.
Нелегальная жизнь «фарцы»
Все покупки в СССР осуществлялись только за рубли, иностранная валюта использовалась только во время поездок за рубеж. Так как отправиться за границу в Союзе могли только единицы, перепродажа «зеленых» стала отдельной отраслью нелегального рынка.
Так называемые «валютчики» были высшей кастой «фарцы» и больше остальных осуждались в пропаганде. Пресса посвящали им фельетоны, власть — предупреждала неоднозначными законами, а общественники призвали стыдить нелегалов за их деятельность.
Фарца стала целым многолетним культурным явлением со своими особенностями. У фарцовщиков был собственный сленг, который позже перекочевал в язык бандитов из 90-х. Например, именно фарцовщики начали называть валюту «капустой», обувь «шузами», а фирменные вещи «фирмОй» с ударением на последний слог.
Вместе со сленгом у спекулянтов появились свои негласные «понятия». Например, постоянным клиентам фарцовщики не «впаривали» подделки и не завышали цены, в то время как на случайном покупателе можно было и подзаработать.
Осуждали фарцовщиков не только за нелегальную деятельность и обман государства, но и за их образ жизни. Тунеядство в СССР сильно осуждалось и наказывалось. Считалось, что примерный советский гражданин должен честно трудиться на благо страны с утра до вечера 5-6 дней в неделю. Фарцовщик же мог заработать месячную зарплату рабочего за 1-2 вечера, а после — практически целый месяц ничего не делать.
Как и почему услуги фарцовщиков сходить на нет
Постепенно исчезать фарцовка как явление стала в конце 1980-х годов. После того, как в 1987 году Совет Министров СССР постановил создание кооперативов по производству товаров народного потребления. Тогда спекулянты стали постепенно выбираться «из подполья», превращаясь в челноков.
Если фарцовщики торговали качественными и редкими вещами, новые хозяева шоппинга, челноки, завозили в страну довольно дешевые товары широкого потребления, которые в сокращении получили название «ширпотреб».
Схема работы челноков была простой: в Турцию, Китай, Италию и Польшу предприниматели отправлялись с пустыми сумками. Обратно они возвращались уже чемоданами, набитыми вещами для продажи. Вскоре к такой схеме бизнеса подключились турфирмы, которые стали организовывать для бизнесменов специальные шоппинг-туры.
Так постепенно фарцовка сошла на нет, за ненадобностью исчезла и осталась лишь как воспоминание о поздних советских временах.