Придумал ценники, скидки и супермаркеты: история «короля шоппинга» Фрэнка Вулворта
В случае с Фрэнком Вулвортом двигателем прогресса стала не лень, а застенчивость молодого предпринимателя. Эту свою черту характера мужчина не только смог направить в нужное русло и разбогатеть на ней, но и сделал благодаря ей комфортной жизнь миллионов людей по всей планете.
Из никчемного продавца в гениального миллионера
Парень по имени Фрэнк Уинфилд Вулворт родился 13 апреля 1852 года в американском провинциальном городке. Хорошего образования мальчишка не получил, все, чем ему пришлось довольствоваться, — это типичная однокомнатная сельская школа XIX века. В колледже и университете Вулворт не учился.
С ранних лет Фрэнк начал работать в торговле, устроившись помощником в магазин к одну из местных предпринимателей. Трудился Вулворт очень плохо. В то время, как его коллеги без труда «втюхивали» покупателям товар, заговаривая им зубы, парень испытывал от общения с посетителями ужасный стресс и боялся лишний раз сказать слово. От такого положения дел страдала не только его самооценка, но и зарплата — из-за крайне низких показателей продаж Вулворт получал за свою работу гроши.
Масла в огонь подливал начальник, который хотел сделать из Фрэнка хорошего продавца и иногда «в воспитательных целях» оставлял парня одного в магазине. Понимая, что деваться некуда, а работу выполнять нужно, в один из таких разов Вулворт сделал простой, но гениальный шаг — развесил на все товары небольшие бумажки с указанием цены.
В другой день Фрэнку получили вымыть витрины магазина. В процессе уборки парень понял, что сумбурно сложенные товары выглядят очень непривлекательно. Тогда он решил сколотить из подручных средств небольшие полки и аккуратно расставить изделия по местам. В прае с ценниками такая «реорганизация» сработала крайне успешно. Товары стали продаваться в разы быстрее, а хозяин был как никогда доволен работой Вулворта.
Попытки открыть свой бизнес
Через время Фрэнк Вулворт осознал, что такие простые, но рабочие решения могут помочь ему создать собственный бизнес с магазинами нового образца. Главной задачей молодого человека стало сделать точки продаж комфортными для всех людей, в том числе — таких стеснительных как он сам.
Первый магазин Фрэнк открыл в Ютике, штат Нью-Йорк. На тот момент начинающему предпринимателю был всего 21 год. Несмотря на гениальные идеи, отсутствие опыта ведения бизнеса дало о себе знать, из-за чего точка прогорела и обанкротилась.
Следующим стал магазинчик в Харрисбурге, штат Пенсильвания. Однако и там Вулворт столкнулся с аналогичными проблемами. Плохое управление, неграмотное ценообразование и неудачная реклама привели к финансовым трудностям, как и в первом случае
А вот с третьей попыткой все было по-другому. В 1879 году Фрэнк Вулворт открыл магазин под названием «Пять с мелочью» и наконец испытал тот успех, к которому так долго стремился. После хороших показателей в первой точке предприниматель открыл еще несколько.
Почему магазины Фрэнка Вулворта были так успешны
В основе бизнеса Фрэнка лежала простая философия. Во-первых, все товары в его точках можно было купить за 5 или 10 центов. Удерживать такие доступные цены у него получалось благодаря оптовым закупкам напрямую у производителей. На каждой вещи висел яркий ценник с установленной стоимостью, из-за чего покупателям не нужно было торговаться.
У продавцов, работающих в точках Вулворта, была довольно низкая зарплата. Однако сотрудников привлекала стабильность и отсутствие необходимости уговаривать покупателей совершить покупку. Все, что требовалось от работников — быстро и четко упаковать товар, принять от покупателя деньги и вежливо попрощаться с ним.
Кроме того, Вулворт быстро понял правила игры на рынке и стал анализировать конкурентов. Как только он замечал, что тот или иной товар имеет успех в других магазинах, он начинал продавать его в своих точках по более низкой цене.
Своим успешным бизнесом Фрэнк занимался до самой смерти, которая наступила в 1919 году. На тот момент розничная империя Вулворта стоила 65 миллионов долларов. После ухода из жизни основателя компания стала постепенно угасать, окончательно прекратив свою деятельность в 1997 году.
Сложно поспорить с тем, что магазины Вулворта оставили после себя огромное наследие и полностью изменили взгляд на торговлю. Несмотря на то, что «оригинальных» торговых точек Фрэнка Вулворта больше не существует, его идеи живут в каждом из привычных нам сегодня современных супермаркетов. То, с какой легкостью мы ходим за покупками сегодня, — по большей мере заслуга того самого «никчемного продавца» из американской провинции.