Придумал ценники, скидки и супермаркеты: история «короля шоппинга» Фрэнка Вулворта

На первый взгляд кажется — что может быть проще и банальнее, чем поход в ближайший супермаркет за товаром по скидке? Однако еще чуть больше ста лет назад идея «магазинов у дома» с ценниками и акциями была новаторской и революционной. Рассказываем историю человека, который подарил миру удобный и выгодный шоппинг.
Придумал ценники, скидки и супермаркеты: история «короля шоппинга» Фрэнка Вулворта
Flickr
Многие из подходов Фрэнка Вулворта к продажам противоречат новоиспеченным правилам агрессивного маркетинга, но остаются крайне эффективными

В случае с Фрэнком Вулвортом двигателем прогресса стала не лень, а застенчивость молодого предпринимателя. Эту свою черту характера мужчина не только смог направить в нужное русло и разбогатеть на ней, но и сделал благодаря ей комфортной жизнь миллионов людей по всей планете.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Из никчемного продавца в гениального миллионера

Парень по имени Фрэнк Уинфилд Вулворт родился 13 апреля 1852 года в американском провинциальном городке. Хорошего образования мальчишка не получил, все, чем ему пришлось довольствоваться, — это типичная однокомнатная сельская школа XIX века. В колледже и университете Вулворт не учился.

С ранних лет Фрэнк начал работать в торговле, устроившись помощником в магазин к одну из местных предпринимателей. Трудился Вулворт очень плохо. В то время, как его коллеги без труда «втюхивали» покупателям товар, заговаривая им зубы, парень испытывал от общения с посетителями ужасный стресс и боялся лишний раз сказать слово. От такого положения дел страдала не только его самооценка, но и зарплата — из-за крайне низких показателей продаж Вулворт получал за свою работу гроши.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фрэнк Вулворт
GettyImages
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Масла в огонь подливал начальник, который хотел сделать из Фрэнка хорошего продавца и иногда «в воспитательных целях» оставлял парня одного в магазине. Понимая, что деваться некуда, а работу выполнять нужно, в один из таких разов Вулворт сделал простой, но гениальный шаг — развесил на все товары небольшие бумажки с указанием цены.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В другой день Фрэнку получили вымыть витрины магазина. В процессе уборки парень понял, что сумбурно сложенные товары выглядят очень непривлекательно. Тогда он решил сколотить из подручных средств небольшие полки и аккуратно расставить изделия по местам. В прае с ценниками такая «реорганизация» сработала крайне успешно. Товары стали продаваться в разы быстрее, а хозяин был как никогда доволен работой Вулворта.

Стресс от похода в магазин

Стоит понимать, что раньше магазины выглядели совершенно не так, как сегодня. Чуть больше ста лет назад поход в магазин за базовым продуктовым набором мог быть тем еще испытанием для человека. Вместо четко установленной цены, плата за товар могла варьироваться от платежеспособности и клиента. Причем «измерял» ее продавец по внешнему виду и манерам посетителя торговой точки.

 

Для многих такая процедура была настоящим испытанием, особенно — для тех, кто отличался особой скромностью. Бывало так, что даже при наличии нужной суммы денег осуществить покупку у человека не получалось. Всю эту ситуацию исправил вошедший в продажи Фрэнк Вулворт.  

Попытки открыть свой бизнес

Через время Фрэнк Вулворт осознал, что такие простые, но рабочие решения могут помочь ему создать собственный бизнес с магазинами нового образца. Главной задачей молодого человека стало сделать точки продаж комфортными для всех людей, в том числе — таких стеснительных как он сам.

«Я худший в мире продавец, поэтому я должен сделать так, чтобы людям было легко покупать»
Фрэнк Вулворт

Первый магазин Фрэнк открыл в Ютике, штат Нью-Йорк. На тот момент начинающему предпринимателю был всего 21 год. Несмотря на гениальные идеи, отсутствие опыта ведения бизнеса дало о себе знать, из-за чего точка прогорела и обанкротилась.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Следующим стал магазинчик в Харрисбурге, штат Пенсильвания. Однако и там Вулворт столкнулся с аналогичными проблемами. Плохое управление, неграмотное ценообразование и неудачная реклама привели к финансовым трудностям, как и в первом случае

А вот с третьей попыткой все было по-другому. В 1879 году Фрэнк Вулворт открыл магазин под названием «Пять с мелочью» и наконец испытал тот успех, к которому так долго стремился. После хороших показателей в первой точке предприниматель открыл еще несколько.

Магазин Фрэнка Вулворта
Flickr
Так, за десять лет, к 1889 году у мужчины было уже двенадцать успешных торговых площадок, а продажи за это время выросли на целых 240%. В 1911 Фрэнк зарегистрировал компанию F.W. Woolworth Company — сеть развивалась так активно, что через время в нее стали входить 586 магазинов.

Почему магазины Фрэнка Вулворта были так успешны

В основе бизнеса Фрэнка лежала простая философия. Во-первых, все товары в его точках можно было купить за 5 или 10 центов. Удерживать такие доступные цены у него получалось благодаря оптовым закупкам напрямую у производителей. На каждой вещи висел яркий ценник с установленной стоимостью, из-за чего покупателям не нужно было торговаться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У продавцов, работающих в точках Вулворта, была довольно низкая зарплата. Однако сотрудников привлекала стабильность и отсутствие необходимости уговаривать покупателей совершить покупку. Все, что требовалось от работников — быстро и четко упаковать товар, принять от покупателя деньги и вежливо попрощаться с ним.

Сотрудники магазинов сети Фрэнка Вулворта
Сотрудники магазинов сети Фрэнка Вулворта
Соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме того, Вулворт быстро понял правила игры на рынке и стал анализировать конкурентов. Как только он замечал, что тот или иной товар имеет успех в других магазинах, он начинал продавать его в своих точках по более низкой цене.

Своим успешным бизнесом Фрэнк занимался до самой смерти, которая наступила в 1919 году. На тот момент розничная империя Вулворта стоила 65 миллионов долларов. После ухода из жизни основателя компания стала постепенно угасать, окончательно прекратив свою деятельность в 1997 году.

Сложно поспорить с тем, что магазины Вулворта оставили после себя огромное наследие и полностью изменили взгляд на торговлю. Несмотря на то, что «оригинальных» торговых точек Фрэнка Вулворта больше не существует, его идеи живут в каждом из привычных нам сегодня современных супермаркетов. То, с какой легкостью мы ходим за покупками сегодня, — по большей мере заслуга того самого «никчемного продавца» из американской провинции.