Во время правления Мао Цзэдуна в Китае происходило много странных событий, которые до сих пор удивляют историков. Одно из таких — принятие инициативы, которую высказал 18 февраля 1957 года на съезде Коммунистической партии Китая биолог по имени Чжоу Цзянь. Мужчина предложил привести сельское хозяйство страны к расцвету благодаря одному простому решению – убийству крыс, воробьев, мух и комаров.
Неудачный «Большой скачок»: зачем Китай закупал воробьев у Канады и СССР

История «Большого скачка»
Для того, чтобы разобраться в нелепой истории с воробьями, необходимо для начала погрузиться в исторический контекст страны. С 1958 по 1962 годы в Китае проходила масштабная экономическая и политическая кампания под названием «Большой скачок». Главной ее задачей было в ускоренном режиме построить коммунизм, догнать и перегнать в индустриальном плане страны Запада и добиться экономического прогресса с помощью энтузиазма местных жителей.
На словах все это звучало вполне позитивно и справедливо, однако на деле политика большого скачка отбросила страну на несколько лет назад и погубила около 38 миллионов человек, которые умерли от непосильного труда, изнуряющего голода и других ошибок, допущенных политиками.

Один из пунктов программы — объявление войны вредителям
Самым первым шагом, который, по мнению политиков, должен был улучшить состояние пищевой отрасли, стала борьба с насекомыми и животными, которые вредят продовольствию. Тот самый биолог Чжоу Цзянь был убежден, что главными врагами китайского народа, истребляющими продовольствие, являются воробьи.
Мао Цзэдун, в свою очередь, подхватил эту идею. Детские годы политик провел в китайской деревне, из-за чего знал, как простые крестьяне постоянно борются с прожорливыми птицами. Несмотря на то, что многие ученые высказывали свой протест, их мнение осталось в стороне, а лидер страны с энтузиазмом подписал указ об истреблении вредителей.
Несмотря на существующий в те годы запрет на инакомыслие, оппонент идеи истребления воробьев все же нашелся. Им стал орнитолог Ченг Цо-син. Он вместе со своими единомышленниками выпускал научные материалы, в которых доказывал, что воробьи — неотъемлемая часть природы, которая приносит не только вред, но и пользу сельскому хозяйству. Он предупреждал о всевозможных негативных последствиях, с которыми может столкнуться страна. Однако все его труды остались незамеченными.
Как шла борьба с пернатыми
Поднять народ на войну с маленькими пернатыми вредителями было несложно. На тот момент в стране существовали все необходимые для этого пропагандистские инструменты. К борьбе с воробьями присоединились все: от школьников и студентов до солдат и пожилых людей.
В то время как в соседних странах среди детей продвигалась идея заботы о братьях меньших, в Китае каждый школьник мог получить почетную грамоту за то, что убил наибольшее количество воробьев.
Воудушевленные якобы благими намерениями, за пару месяцев войны китайцы истребили практически всех мелких птиц. Так только за первые три дня в Пекине и Шанхае было собрано около миллиона трупов воробьев и других пернатых.

Истребление воробьев в какой-то момент стало обыденностью, из-за чего жители Поднебесной уже даже не нуждались в газетной пропаганде. Они и без того были обескуражены процессом и стремились уничтожить как можно больше птиц. Такими темпами уже через год Китай отпраздновал победу. Казалось: воробьи истреблены, а значит — впереди сытое время и счастливая жизнь. Китайцы были уверены, они сделали все правильно. Вот только реальные последствия уже ждали их за углом.
Цена ошибки — экологическая катастрофа и голод
К осени 1958 года в Китае практически не осталось воробьев. На следующий год жителей Поднебесной ждал приятный сюрприз. Их ожидания оправдались, и на полях появился невероятно удачный урожай. Такому исходу нельзя было не радоваться. Однако вместе с хорошим урожаем на полях стало появляться больше гусениц, саранчи, тли и прочих вредителей.
Однако обращать внимание на них уже никто не захотел, ведь как казалось китайцем — главных врагов уже убили. Поплатиться за это стране пришлось через год, в 1960-м, когда вредные насекомые расплодились в таких количествах, что уберечь от них созревший урожай было практически невозможно.
Сначала действовать решили по уже отработанной схеме. Брать население и отправлять его на убийство вредителей урожая. Однако в случае с насекомыми такие меры оказались бессмысленны. Тут-то и стало понятно, что без естественной регуляции, за которую как раз-таки отвечали мелкие птицы, избавиться от страшного нашествия гусениц, саранчи и тли будет невозможно.

В стране начался страшный голод. По разным данным, дефицит продовольствия, возникший в 1960-1961 годах, привел к гибели около 20-30 миллионов человек. Многие экологи называют такие последствия самой настоящей местью со стороны природы.
Осознав весь уровень катастрофы, политическое руководство Китая обратилось за помощью к Советскому Союзу и Канаде. В СССР на тот момент уже резко критиковали действия, предпринятые властями Китая, однако в помощи соседней стране не отказали.
В 60-х годах из Союза в Китай было перевезено несколько вагонов с воробьями. Птицы быстро адаптировались на новом месте, стали плодиться, откармливаться и бороться с вредителями. Однако восстановить необходимую численность мелких птиц в Китае получилось только через несколько лет. С того момента воробьев вредителями больше никто не считал. Наоборот, в стране стали массово пропагандировать защиту мелких пернатых и прославлять того самого Ченг Цо-сина, слушать которого отказывались тогда, когда это было по-настоящему нужно.