Легендарная вещь времен СССР: почему у граненого стакана было именно 16 граней
Есть множество вещей, которые у нас ассоциируются с СССР. Кто-то вспомнит про диафильмы, кто-то назовет ламповый радиоприемник, еще у кого-нибудь в памяти всплывет фотоаппарат «Зенит». Но в большинстве своем граждане Союза, покопавшись в своей памяти, укажут именно на него — граненый стакан.
Как и когда появился граненый стакан
По правде говоря, история граненого стакана началась еще задолго до создания СССР. Как гласит одна легенда, в начале XVIII века мастер стекольных дел Ефим Смолин преподнес Петру I стакан с уникальным дизайном: не с гладкими стенками, а с гранями для придания ему большей прочности. Он уверил, что как раз это и нужно для использования на флоте при сильной качке. Царь внимательно выслушал стекловара, разглядел стакан, выпил из него вино и бросил его о землю. Сосуд разбился, но не на мелкие кусочки, а на крупные, после чего Петр I воскликнул: «Стакану быть!».
Как все было на самом деле, неизвестно — никаких исторических документов на этот счет нет. Но уже в конце XVIII-начале XIX веков на только что построенном заводе в городе Гусь-Хрустальный во всю велось производство граненых стаканов. Поначалу грани лепились вручную, а следовательно, такие изделия стоили бешеных денег, но затем, когда предприятие перешло в руки промышленника Сергея Ивановича Мальцова, мастера начали использовать специальное оборудование для создания посуды из прессованного стекла, закупленное владельцем в Америке.
В дальнейшем технология производства граненого стакана модернизировалась, к началу XX века цилиндрический сосуд обрел широкую популярность на территории России и нередко становился объектом внимания знаменитых художников.
Кстати, присмотритесь к картине Кузьмы Петрова-Водкина: на ней изображен стакан с широкими гранями, без гладкого ободка, с ровными стенками, не расширяющимися кверху. Именно так выглядели изделия в дореволюционные и даже довоенные времена.
История советского граненого стакана
Классический граненый стакан с 16 гранями и ободком впервые сошел с конвейера все того же Гусевского хрустального завода 11 сентября 1943 года. Его уникальный дизайн и технологию изготовления разработали специально под новые посудомоечные машины отечественного производства, которые собирались завозить во все советские столовые. Прошлый вариант граненого стакана был несовершенен и постоянно бился во время мытья, поэтому для повышения его прочности сосуд стали подолгу варить при температуре 1500 градусов Цельсия, дважды обжигать и только после гранить.
Нередко изобретение этого дизайна приписывают создателю знаменитой монументальной композиции «Рабочий и колхозница» Вере Мухиной. Якобы она, занимая на тот момент должность главы Мастерской художественного стекла, предложила коллегам свои эскизы нового граненого стакана, на который его вдохновили колонны возле здания Сберегательного банка. А число граней — 16 — было выбрано тоже непроста: именно столько республик входило в состав СССР в то время.
Но мы спешим вас расстроить: это миф. Для начала давайте вспомним все республики СССР на момент его распада: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Узбекская ССР, Казахская ССР, Грузинская ССР, Азербайджанская ССР, Литовская ССР, Молдавская ССР, Латвийская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР, Армянская ССР, Туркменская ССР, Эстонская ССР. Пересчитали? Их 15, никак не 16. Поэтому искать символизм в дизайне граненого стакана смысла нет никакого. Изделия вообще производились с разным количеством граней, но всегда четным — так было проще. И цена зависела от их количества: к примеру, за 16- и 20-гранные стаканы нужно было отдать 7 и 14 копеек соответственно.
А теперь вернемся к Вере Мухиной. Она и вправду любила экспериментировать со стеклом и возглавляла Мастерскую художественного стекла в годы блокады Ленинграда, но действительно ли скульптор имела отношение к созданию граненого стакана — вопрос, который еще предстоит исследовать ученым и историкам.