Ностальгия по СССР: куда советские туристы плавали в зарубежные круизы
Диалог разворачивается в самом начале фильма, и в нем упоминаются три города.
— У нас в красном уголке ваша лекция «Нью-Йорк – город контрастов», – заявляет Нина Мордюкова в роли управдома.
— Но я не был в Нью-Йорке, – отвечает герой Юрия Никулина. – Я был в Стамбуле, Марселе...
Актер назвал реальные города в списке морских туров советского «Интуриста».
50-летняя история советских круизов
Еще в начале 1930-х с подачи Сталина за границу начали отправлять первые теплоходы, набитые туристами и... журналистами. Главной их целью был не отдых и не экскурсии, а пропаганда коммунизма.
Запад увяз в Великой депрессии, и вот европейские и американские безработные, стоя в очереди за благотворительным супом, видят подходящие к причалу пароходы, а из них на берег сыплются сытые, довольные советские граждане. Советские журналисты с удовольствием фотографируют разруху и нищету депрессивной жизни при капитализме.
Потом привлекать иностранцев стало не нужно, и морские круизы прекратились на долгие четверть века.
Послевоенные круизы
Возобновили международный туризм уже после смерти Сталина, в поздние 1950-е, по инициативе Никиты Хрущева, стремившегося показать миру растущее благосостояние советского человека.
Первые круизы совершались еще на старых кораблях. Пионером послевоенного туризма стала «Победа», теплоход, полученный по репатриациям от Германии. Но вскоре для этих туров СССР начал заказывать на верфях в ГДР постройку новых лайнеров – может быть, не столь крупных, как их западные собратья того времени, но тоже довольно роскошных. На борту были даже ночные клубы, чего советские граждане не могли себе позволить у себя на родине.
Граждане европейской части Союза отправлялись в плавание из Одессы. Поначалу маршруты круизов проходили больше по северной стороне Средиземного моря: Турция, затем Греция, Кипр, Мальта, Италия и Франция. Заметьте, страны Варшавского договора – Югославию, Болгарию и другие – обходили стороной.
Туристы из Зауралья садились на теплоходы во Владивостоке и путешествовали в Японию и другие тихоокеанские страны.
Африка, встречай!
Затем программы круизов начали меняться. Причиной стала деколонизация Африки: всего за 20 лет с 1957 по 1977 г. на «черном континенте» появилось полсотни новых стран, в которые надо было нести идею развитого социализма. Так начались круизы вдоль западного побережья Африки – Марокко, Сенегал и далее до Сьерра-Леоне – и восточного – Египет, Йемен, Кения, Сомали и Занзибар.
По некоторым источникам, еще больше советские туристы любили пятое направление – в Индию. Именно она волновала и притягивала наших граждан, суля какие-то особые впечатления, возможно, навеянные историями Киплинга и Конан-Дойля.
Разворот на 180 градусов
Когда СССР начал погружаться в период застоя, идеологам КПСС стало невыгодно возить простых граждан за границу. Тем более, что первый жестокий нефтяной кризис 1970-х нанес удар не только по западным, но и по советской экономике, урезав приток нефтедолларов.
Морские туры для своих граждан начали постепенно сворачивать, а флот новейших, роскошно оснащенных круизных лайнеров, таких как теплоходы серий «Михаил Калинин» и «Иван Франко» переориентировали на иностранных клиентов.
Желая привлечь западных туристов, «Интурист» предлагал путевки по баснословно низким ценам. Приход русских вызвал столь сильное недовольство туристических компаний капиталистических стран, что советские капитаны даже стали получать угрозы.
Но это продолжалось недолго: вскоре нашей стране стало не до круизов, а флот советских круизных лайнеров в непростые 1990-е годы был распродан на аукционах.