Как колумб из Китая захватил полмира и тут же потерял
Понятно, что боевой адмиральский дух рано или поздно должен был зажечься во властителях ранней династии Мин. И вот в 1405 году это случилось: император Юнлэ поручает любимому придворному евнуху Чжэн Хэ задачу, для евнуха странную, но эпичную: возглавить морскую экспедицию с целью утвердить господство своего властелина над торговыми путями в Индийском океане и, ни много ни мало, основать торговые колонии по всем его берегам, вплоть до Восточной Африки.
Корабли для сокровищ
Тому, как император снарядил адмирала Хэ, точно позавидовал бы Христофор Колумб. Испанский король выделил ему 3 корабля. Флот его китайского коллеги состоял из 317 джонок.
Пусть вас не обманывает несолидное слово «джонка» – речь идет о кораблях даже более крупных, чем европейские каравеллы того времени. В состав эскадры входило несколько так называемых «кораблей для сокровищ», своеобразного аналога испанских галеонов. Только, напомню, эти события происходили как минимум за пару столетий до появления галеонов. Длина этих гигантских джонок, по разным данным, достигала 70-130 м, они несли по 5-6 мачт. У эскадры был свой штат врачей, переводчиков, солдат и даже чиновников.
Недолгий триумф
В поисках богатств китайцы прокатились по Юго-Восточной Азии, Малайскому архипелагу, Индии, Аравии и дошли до Африки. Всего император Юнлэ спонсировал семь подобных путешествий, для которых верфи Китая построили две тысячи больших мореходных джонок.
Насколько успешными были эти экспедиции, историки затрудняются определить. Конечно, китайские летописцы не поскупились на хвалебные выражения, описывая походы адмирала Хэ.
Настораживает, впрочем, что по мере старения император потерял интерес к заморским походам – так ли выгодны они были? – и перенаправил силы на север Китая, против осколков павшей монгольской династии. Так Китай потерял свои морские завоевания. Более того, с этого момента началась изоляция и застой в судостроении империи.
А вот европейские мореходы и кораблестроители продолжали развиваться, и в конечном счете именно они сумели объединить все континенты в единую цивилизацию. Вот почему мы помним Колумба и Кука, но не помним Чжэн Хэ.