Самая темная ночь Нью-Йорка: блэкаут 1977 года
Чтобы понять, почему тот июльский блэкаут принес столько беспредела в город, необходимо погрузиться в контекст. Так, семидесятые годы XX века были сложным временем для Нью-Йорка. В тот период мегаполис переживал финансовый кризис и был на грани полного банкротства. Несмотря на помощь федерального правительства, ресурсов, чтобы выплачивать зарплаты работникам городской инфраструктуры, критически не хватало. Из-за этого тысячи полицейских и пожарных потеряли свои рабочие места. В бедных районах преступность стала достигать критических показателей, а благополучные районы постепенно теряли былую безопасность. Управлять городом начали не госслужащие, а местные банды, сформировавшиеся в гетто.
Самая темная ночь: как это было
Лето 1977 года выдалось ужасно жарким и дождливым. В июле на Нью-Йорк то и дело обрушивались мощные грозы. Плохая погода стояла и 13 июля — весь день было жарко, лил дождь и сверкали молнии. Примерно в 20:37 одна из молний отключила подстанцию, стоявшую на берегу Гудзона. Уже в 21:00 из-за грозы перестали работать четыре самых важных ЛЭП. После — две вернулись в строй и перегрузили оставшиеся «в живых» электросети. В 21:27 отключилась оставшаяся станция в Квинсе, из-за чего уже в 21:36 мегаполис остался без света. Как ни старались операторы восстановить электричество и запустить аварийные системы — спасти ситуацию в моменте не получалось. Единственными освещенными объектами были несколько зданий, подключенных к собственным генераторам.
Помимо света в городе отключились все системы, работающие от электричества: лифты, кондиционеры, насосы канализации, метро, сигнализации, телевидение. В общей сложности 9 миллионов человек в одну секунду лишились доброй половины привычных благ цивилизации. Изначально Абрахам Бим, занимавший в тот момент пост мэра Нью-Йорка, не придал событию особого внимания. Однако вскоре чиновникам стали очевидны первые последствия аварии и в мегаполисе было решено ввести чрезвычайное положение.
«Ночь Рождества»: мародерство и массовые беспорядки во время блэкаута
Не прошло и нескольких минут после отключения электроэнергии, как на улицы большого города вышли тысячи мародеров. Люди безжалостно разбивали витрины магазинов и забирали из них все без разбора. Навесные замки взламывали с помощью ломов, а окна разбивали мусорными баками. Ситуация достигла критического уровня практически во всех районах города, однако самыми пострадавшими, конечно, стали бедные гетто. В Бруклине грабители, не стесняясь, заезжали в витрины магазинов задним ходом на автомобилях и разбивали вдребезги стекла и защитные решетки.
Самыми пострадавшими от рук мародеров районами стали Краун-Хайтс, там нарушители «вынесли» 75 магазинов, и Бушвик — там наблюдалось наибольшее число поджогов. На всемирно известном Бродвее от воровства пострадали 134 магазина, а в Бронксе, где находился дилерский центр Pontiac, было угнано 50 абсолютно новых машин.
Особый интерес грабители проявили к магазинам, в которых продавалась бытовая техника, украшения и другие дорогие товары. При этом не остались без внимания мародеров аптеки и супермаркеты. Люди, ворующие с витрин еду в первые часы отключения электричества, стали прямым олицетворением сложившейся в городе экономической катастрофы.
Свою лепту в произошедшее внесло массовое увольнение полицейских и пожарный Нью-Йорка. В ту ночь всех имеющихся сотрудников мобилизовали — им было приказано направиться не в те участки, к которым они прикреплены, а в ближайшие к их месту нахождения. От бессилия и нехватки рук полицейским приходилось запихивать пойманных мародеров в багажники служебных машин и пристегивать их наручниками к радиаторам и столам. Посадить всех правонарушителей за решетку было невозможно — в участках критически не хватало места. В общей сложности арестовать удалось около 4500 мародеров.
Еще одним необычным итогом блэкаута некоторые историки называют расцвет хип-хоп музыки. Считается, что благодаря украденному диджейскому оборудованию афроамериканцы и латиноамериканцы из бедных районов, вывели рэп в массы и сделали его популярным среди разных слоев населения.
«Да будет свет!»: день после катастрофы
Утром 14 июля, когда на небе выглянуло солнце, большая часть грабежей закончилась. Однако весь день Нью-Йорк провел без подключения к сети. Электричество вернулось только к ночи, примерно в 22:39 свет появился во всех районах города. Так, суммарно Нью-Йорк провел без подключения к сети 25 часов.
По подсчетам местных властей из-за массовых беспорядков было ограблено 1616 магазинов, сожжено 1037 зданий, а финансовый ущерб составил 300 миллионов долларов или 1,2 миллиарда долларов по сегодняшнему курсу.
Единственная помощь, которую предложили владельцам пострадавшего бизнеса, заключалась в кредите под очень низкие проценты. Однако такой жест был больше расценен как издевательство и пользоваться им практически никто не стал. Большая часть предпринимателей продали все, что осталось от их бизнеса, и переехали из неблагополучных районов.
Ответственность за произошедшее понесла фирма Con Edison — именно она отвечала за электроснабжение мегаполиса. Выяснилось, что оборудование, которое использовала компания, имело мелкие неисправности, однако к массовому отключению света привести они не могли. Главной причиной все-таки была признана гроза, природное явление, которое проконтролировать было невозможно.