Ярмарки детей на рельсах: страница истории США, непостижимая для человека 21 века

150 лет назад в Штатах работала мощная система, забиравшая детей у бедных родителей в городах и перемещавшая их по железным дорогам в сельскую местность. Ее этические принципы точно вызвали бы у вас вопросы, а силу ее влияния на историю отдельных штатов и страны в целом историки до сих пор силятся оценить.
Ярмарки детей на рельсах: страница истории США, непостижимая для человека 21 века
Vermont Public
Содержание статьи

Забрать ребенка у живых родителей, разлучить брата и сестру – эти вещи в наши дни практически немыслимы, для них нужны очень веские основания.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему они считались нормой в 19 веке, можно понять, только лучше изучив условия жизни в городе в те времена. На восточном побережье США быстро росли города и заводы. Из-за наплыва мигрантов из Европы рабочая сила постепенно дешевела. К середине века они стали настолько низкими, что семья рабочих уже не могла прокормить себя и собственных детей.

Loitering children new york xix century
New York Daily News
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В этих условиях кто-то спивался, кто-то заболевал, а кто-то выгонял детей на улицу – ищите, мол, сами себе пропитание. Улицы Нью-Йорка, Бостона, Филадельфии наполнили десятки тысяч беспризорников. Наиболее добропорядочные детки добывали пропитание, продавая газеты. Те, кто не мог найти работу, просили милостыню, а самые отчаянные скатывались к воровству.

Идея Чарльза Брэйса

Такую картину наблюдал священник и миссионер Чарльз Лоринг Брэйс. Решив посвятить свою деятельность решению проблемы беспризорников, он в 1853 г. основал Нью-йоркское общество помощи детям.

По мнению Брэйса, чтобы вернуть таких детей в лоно общества, нужно вынуть их из старой среды – более того, полностью обрубить их связи с прошлым, в том числе контакты с родителями и старшими родственниками. Но не просто поместить в сиротский приют, а найти новых родителей, преуспевающих и способных дать ребенку нормальные условия жизни, христианское воспитание и образование. Он даже знал, где найти таких людей: в западных штатах, царстве маленьких городков и богатых фермеров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как работал «экспорт детей»

Подобно тому, как у больших компаний есть штат торговых агентов, у Нью-йоркского общества помощи детям была своя команда агентов. Они отправлялись на запад по железной дороге, посещая по пути городки, и встречались с местными священниками и членами муниципалитетов. Через них агенты выявляли семьи, которым были нужны дети. «Такие семьи, которые могут дать любовь, пропитание и работу», – настаивали агенты.

Работу? Да-да, это было обязательным условием и приманкой для будущих родителей: фактически, они получали бесплатного работника. Агенты предлагали бумажный контракт: согласно ему, родитель-работодатель обеспечивал для ребенка нормальные условия жизни и регулярную занятость, а ребенок был обязан трудиться, не требуя оплаты, до 16 лет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Child labor in cotton field
Chronology.com

Например, мальчиков в возрасте 10-16 лет чаще предлагали для владельцев ферм и мастерских. Девочек 5-12 лет – для выполнения домашней работы. И лишь самых маленьких детей, настоящих сирот от 2 лет, отдавали на усыновление в том смысле, как мы его понимаем сейчас.

Путешествие на запад

Набрав «пул заказов», Общество собирало группу из 5-30 детей и в сопровождении взрослых отправляло в путь на поезде. Перед путешествием детей готовили – отмывали, стригли, опрятно одевали. Места в поезде покупались в самом низшем классе. Для многих детей это была первая поездка в жизни.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Orphan train US
Pauls Valley Daily Democrat

Многие, кто пережил это путешествие, вспоминают, что было оно скучным. Поезд шел долго, заняться в вагонах низшего класса было нечем. Питание отличалось однообразием: сопровождающие брали с собой в дорогу запас сэндвичей с горчицей и бутербродов с джемом. Немало детей на всю жизнь возненавидели и то, и другое.

В каждом городе на маршруте устраивалась своеобразная выставка, а перед ней в местной прессе появлялась реклама.

200 тысяч перемещенных детей

Документации организация Брэйса не вела, поэтому точное количество детей, которым оно нашло новые семьи, оценить точно невозможно, есть лишь оценки.

Сиротские поезда работали 76 лет, с 1854 по 1930 годы.

На историю Штатов она оказала заметное влияние. Западные штаты пережили миграционный бум и эпоху процветания, наполнившись молодежью. Городские улицы востока страны временно очистились от беспризорников, полиция и жители вздохнули с облегчением.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Orphan train children
Allison's History Blog

А для самих детей? Сложно сказать. Большинство из них выросли и стали успешными, добропорядочными и вполне счастливыми взрослыми. Некоторым, впрочем, перемещение сломало жизнь. Печально и то, что детей из одной семьи считалось нормальным разделить – многие потом годами искали своих братьев и сестер, а кто-то не нашел до конца жизни.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конец детских ярмарок

Потом система перестала устраивать те штаты, которые «импортировали» детей. В Айове, Канзасе, Иллинойсе и других жители чувствовали, что Нью-Йорк и другие города атлантического побережья решают свои проблемы за чужой счет. Более того, на Западе начали расти свои города – Чикаго, Индианаполис, Детройт – и в них появилась та же проблема с детьми-сиротами. Штаты один за другим начали вводить законодательный запрет на привоз детей-сирот извне.

orphans on a rail road
BlueRidgeNow.com

Но к этому времени в стране появились нужные законы и институты, чтобы усыновлять детей законным и этичным способом, и ярмарки на колесах ушли в историю.