Секта «Храм народов»: как в 1978 году 900 американцев добровольно ушли из жизни по призыву своего духовного лидера
Будущий основатель секты родился в бедной семье и первые годы жизни жил в необорудованной лачуге без благ цивилизации. Мать мальчика сутками пропадала на работе, а отец спился и превратился в жуткого расиста. В школе у Джонса были проблемы с коммуникацией. Мальчик устраивал похороны животных, постоянно говорил о религии, смерти и восхищался Гитлером, из-за чего одноклассники не без причины считали его странным. Единственным местом, где мальчика поняли и полюбили стала неприметная церковь пятидесятников, к которой в округе относились с презрением.
Школу парень закончил на отлично, сразу после выпуска женился на медсестре, с которой вскоре они переехали в Индианаполис. Там Джонс стал посещать собрания американской партии коммунистов и одновременно с этим не забывал про тягу к религии. В 1956 году Джонс тесно связался с церковью пятидесятников из «Ассамблеи Бога», а в 1964 с протестантской «Церковью Христа». В тот момент вместе с женой они стали строить, как им казалось, идеальную семью, в которую приняли нескольких приемных детей, в том числе, чернокожего мальчика.
В те же годы Джонс создал свое религиозное движение, которое в итоге переросло в секту «Храм народов». Джим Джонс принимал к себе людей всех национальностей, проповедовал христианство с «примесью» коммунизма и идей социального равенства. Одновременно с этим он занимался добрыми делами: открыл благотворительные центры для наркозависимых, престарелых и бездомных. Однако, чем дальше разрасталось его движение, тем больше самопровозглашенному лидеру нравилось ощущать власть над людьми.
Создание объединения «Храм народов»
Со временем в «Храм народов» приходило все больше религиозных последователей. Однако в своих выступлениях Джонс все реже говорил о боге и все больше уделял внимание общественным проблемам и политике. В начале 1960-х лидер движения прониклся идеями Армагеддона и ядерной войны, пробовал укрыться от возможной угрозы в Бразилии, но в результате вернулся в Штаты. В Америке он вместе со своими последователями решил переехать в Калифорнию, считая ее более безопасным штатом.
В своем новом месте жительства Джим Джонсон вместе с последователями организовал своего рода общину, в которой каждый трудился в равной степени и по такому же принципу распределял межд собой обретенные ресурсы. Первое время численность сообщества не превышала полторы сотни людей, однако к 70-м годам число последователей перевалило за 5 тысяч человек.
Когда число участников заметно возросло, Джонс решил переехать в Сан-Франциско. Там из доброго общественника он стал постепенно превращаться в лидера настоящей секты. В свою рутину он включил странные обряды «исцеления», которые полностью были основаны на театральной постановке. Такие правдоподобные действия привлекали новых последователей, расширяли «Храм народов» и укрепляли статус духовного лидера. В тот же момент Джонс заручился поддержкой политических элит и тотально укрепил свою власть.
Первые жуткие заявления Джима Джонса
Конечно, удержать насилием и одурачиванием такое большое количество человек у него не вышло. Части людей удалось выбраться из секты и начать рассказывать людям извне о том, что происходит в «Храме народов» на самом деле. Происходившее сильно пошатнуло психику лидера, сделало его более озлобленным и подарило паранойю, которой он делился с паствой.
В 1973 году его речи обрели совершенно опасный смысл. Джонс стал говорить о необходимости совершать суицид ради привлечения внимания к социальным и политическим проблемам. Последователи «Храма» воспринимали такие высказывания как метафору, не представляя, на что на самом деле способен их лидер.
Создание полноценной секты
В 1974 году «Храм народов» превратился в настоящую секту. Джонс перевез всех участников объединения в место посреди джунглей, которое получило название «Джонстаун». В некоторых американских церквях крутили пропагандистские ролики о том, как хорошо живется людям в Джонстауне. На самом же деле это место было настоящим концлагерем, в котором лидер секты буквально эксплуатировал людей и издевался над ними.
Кроме того, он продолжал продвигать идею суицида ради общины, а все больше последователей от безысходности соглашались с правильностью такой идеи. Последователей «Храма» заставляли работать по 16 часов в день, караулили с помощью вооруженной охраны, им запрещали общаться со своими семьями и внешним миром. Днем и ночью лидер секты вел бесконечные учения, в которых транслировал свои абсолютно безумные мысли.
В 1977 году секта «Храм народов» стала привлекать все больше внимания журналистов, общественников и правозащитников. Люди, которым удалось сбежать из нечеловеческих условиях рассказывали правду о том, что творит с людьми их лидер.
Попытки разоблачить происходящее в Джонстауне и конец существования секты
Первым, кто откликнулся на крики о помощи бывших членов секты и людей, чьи родственники попали в «плен» к Джонсу, стал общественник Лео Райан. Мужчина прилетел в «Храм народов», где все последователи рассказывали ему о том, как прекрасно им живется в общине. Пораженный теплым и радостным приемом Райан сделал заключение, что в «Храме народов» все идет своим чередом, а «злым языкам» стоит оставить общину в покое. Проигнорировал общественник и записку, которую один из членов «Храма» передал журналисту. В ней было признание о том, что все устроенное в честь приезда делегации — чистой воды постанова.
При этом многие люди подходили к общественнику с просьбой забрать их обратно на свободу. Джим Джонс сделал вид, что готов отпустить их со спокойной душой, а сам отправил за ними охранников, которые должны были воспрепятствовать выезду.
Во время посадки на самолет в аэропорту произошла перестрелка, в результате которой был убит сам Лео Райан и несколько сбежавших членов секты. После произошедшего Джонс объявил оставшимся в джунглях последователям, что жить обычной жизнью они уже не смогут, а единственный выход в сложившейся ситуации — смерть.
Каждому жителю секты 18 ноября 1978 года раздали стаканы с фруктовым напитком, смешанным с седативными и цианистым калием. Джонс дождался, когда все его последователи отойду в мир иной, и тоже совершил самоубийство.
Так, Джонстаун в один момент усеяло более 900 трупов — среди них были как дети, так и взрослые. Спастись в тот день удалось только нескольким людям: женщине, которая решила спрятаться под кроватью, сыновьям Джима Джонса, которые ослушались приказа отца, и некоторым членам секты, которые в тот момент находились вне общины.