Запрет на разноцветные программы: как в Израиле 20 лет пытались запретить цветное телевидение
В Израиле телевидение появилось достаточно поздно, только в 1968 году. В тот момент уже были придуманы технологии цветного вещания, поэтому запреты были связаны не с недоступностью технологий, а с позицией лидеров государства. Главной причиной запрета цветного вещания была точка зрения, что разноцветное телевидение — это ненужные и глупые расходы, которых необходимо избегать.
Появление телевидения в Израиле
К самому феномену телевидения основатели государства относились очень скептически. Они считали, что просмотр передач изменит общественный уклад страны, заменит израильтянам культурное времяпрепровождение, пошатнет на их политические взгляды, а также — негативно скажется на их кошельках. Лидеры государства считали, что такая роскошь, как телевизор, подходит только богатым и развитым странам.
Из-за этого телевидение в стране появилось гораздо позже, чем во всем мире. Точкой невозврата стал арабский конфликт в 1967 году, когда население необходимо было обеспечивать «правильными» новостями, противоречащими арабской пропаганде. Кроме того, ТВ могло стать одним из способов воздействия на палестинцев, живших на оккупированных территориях и владевших телевизорами.
Назывался этот канал, конечно, «Первым» и вещал исключительно в черно-белом формате. Хотя во всем мире в тот момент повсеместно распространялись цветные телевизоры, для израильтян это была недоступная роскошь. К примеру, в США первые цветные телевизоры появились в 1955 году, Японии в 1960, а в Великобритании и СССР в 1967. Уже в 1972 году Конференция Содружества по телерадиовещанию рекомендовала оснащать все новые телевизионные службы цветным оборудованием.
Как убирали цвет из программ на израильском телевидении
Прогрессу было тяжело стоять на месте, поэтому в какой-то момент у израильского телевидения появилась потребность в зарубежных сериалах и фильмах, снятых в цвете. Покупать их у США и Британии было разрешено, вот только правительство страны приказывало Управлению телерадиовещания стирать всю цветную информацию из сигнала, чтобы домашние устройства израильтян показывали только черно-белое изображение.
Чтобы «упростить» этот процесс лидеры Израиля предложили вещательным сетям удалить компонент цветовой синхронизации под названием Colorburst. Именно он отвечал за возможность телевизоров «понимать», как накладывать цвета на изображения. Инструмент, который использовали для стирания цвета, получил название «ластик» или «мехикон».
Конечно, там, где существуют запреты всегда находятся те, кто придумывает, как их обойти. Как только появился «ластик», на черном рынке стали продавать специальные телевизоры с устройством, которое боролось с «мехиконом» и возвращало картинке цвет. Единственная сложность пользования таким устройством заключалась в том, что зритель должен был поворачивать ручку для настройки цветов каждые 15 минут. Потребители массово стали закупать такие телевизоры, стремясь овладеть предметом роскоши, который уже был нормой для большой части остального мира.
Попытки отговорить людей от покупки цветных устройств
Правительство Израиля предпринимало попытки отговорить людей скупать новую технологию, однако взять под полный контроль рынок такой техники у него не получалось. Воздействовать на людей пытались через СМИ. Так в одной из главных газет страны «Маарив» писали, что отказ от обычных телевизоров в пользу цветных может стать экономической катастрофой, которую не может себе позволить такая бедная страна, как Израиль. В своих выступлениях заместитель министра финансов отмечал, что трубка цветного телевизора потребляет в пять раз больше электроэнергии, чем обычная черно-белая трубка, что увеличивает потребление электроэнергии в разы.
Активисты, выступавшие за цветное телевидение, утверждали, что с помощью запрета на разноцветные трансляции политики пытаются создать образ борьбы с социальным неравенством.
Конец черно-белой эпохи
Говорить о реальной экономии от черно-белого вещания было сложно. На самом деле попытки запретить разноцветную картинку только увеличили расходы с обеих сторон. Средний цветной телевизор в те годы стоил 50 000 лир, еще 4 000 лир необходимо было потратить на устройство для удаления цвета. Потребитель, в свою очередь, переплачивал за возможность вернуть телевизору цвет. В итоге вся эта схема обходилась дороже и для государства, и для населения.
Первые официально разрешенные цветные передачи стали появляться на израильском ТВ в конце 70-х годов. Так, в ноябре 1977 года в прямом эфире транслировали визит президента Египта в Израиль, а в марте 1979 года — ежегодный конкурс песни «Евровидение».
В 1981 году черно-белый занавес наконец рухнул — правительство страны дало официальное разрешение Управлению вещания Израиля и Израильскому образовательному телевидению на съемку передач в цветном формате. Регулярным такое вещание стало только через 2 года. Считается, что за время запрета на цветное вещание израильтяне потратили более 400 миллионов лир на устройства против «ластика».