Женщина, подарившая свою жизнь авиации: история Амелии Эрхарт

Имя Амелии Эрхарт стало известным на весь мир задолго до ее загадочного исчезновения. За время своей карьеры девушка поставила семь женских рекордов скорости и дальности полета. Эрхарт планировала поставить и восьмой, самый важный рекорд, совершив кругосветное путешествие. Однако у судьбы были свои планы — из того полета летчица так и не вернулась.
Женщина, подарившая свою жизнь авиации: история Амелии Эрхарт
Wikipedia
Амелия Эрхарт была 16-й женщиной в мире, получившей официальную лицензию пилота

Будущая летчица появилась на свет 24 июня 1897 года в городе Атчисон, штат Канзас. Большую часть времени девочку и ее сестру Мюриэль воспитывали бабушка с дедушкой. В 1915 году мать девочек развелась с их отцом и перевезла дочерей в Чикаго. Там Амелия пошла в школу и увлеклась химией. Отец семьи, Эдвин Эрхарт, был заядлым алкоголиком то и дело менявшим профессию. Это не только подарило девочке неблагополучную семью, но и научило ее быть независимой и не полагаться на кого-то, кроме себя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Сестры Мюриэл и Амелия Эрхарт
Сестры Мюриэл и Амелия Эрхарт
GettyImages

После окончания школы Амелия Эрхарт гостила в Торонто у своей старшей сестры. Там девушка увидела раненых солдат Первой мировой войны. Недолго думая, Эрхарт записалась добровольцем в качестве помощницы медсестры в Красном Кресте. За время медицинской работы девушка познакомилась со многими ранеными летчиками и вдохновилась их делом. Свободное время Амелия проводила на аэродроме — там она наблюдала за тренировками Королевского летного корпуса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Путь к небу: как Амелия Эрхарт стала пилотом

В 1920 году на авиашоу в Лонг-Бич Амелия совершила свой первый полет на самолете в качестве пассажира. Тогда она поднялась в небо всего на 10 минут и решила, что обязательно должна научиться летать. Работая на самых разных должностях, девушка откладывала деньги на уроки пилотирования. Обучать этому мастерству Эрхарт стала пионерка-авиатор Анита Снук.

Амелия с головой погрузилась в учебу — она читала о пилотировании любой материал, который только могла встретить. Коротко подстригла волосы по примеру других женщин-авиаторов и три ночи спала в своей новой кожаной куртке, чтобы та стала выглядеть более поношенной.

Амелия Эрхарт
GettyImages
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Уже через год, летом 1921 года, Эрхарт приобрела подержанный ярко-желтый биплан Kinner Airster. Девушка ласково называла своего летательного друга «Канарейка». Именно на нем Эрхарт 22 октября 1922 года поднялась на высоту более четырех километров, поставив тем самым мировой рекорд высоты для женщин-пилотов. В 1923 году Эрхарт официально получила лицензию и стала 16-й женщиной-пилотом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на статус, зарабатывать на жизнь полетами у Эрхарт не получалось. Когда накопленных денег перестало хватать, девушке пришлось продать свой самолет. Финансовые трудности вынудили Амелию сделать паузу в авиации и перейти на работу учителя и социального работника.

К счастью девушки, перерыв закончился уже в 1927 году, когда Эрхарт стала членом бостонского отделения Американского общества аэронавтики. Дополнительную популярность ей подарила подработка в качестве автора в местной газете — туда девушка писала статьи о полетах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Семь раз первая: подвиги Амелии Эрхарт

Первый легендарный полет Амелии Эрхарт состоялся 20 мая 1932 года. В тот день она стала первой женщиной, совершившей одиночный перелет через Атлантику. Маршрут из Харбор-Грейс в Кайлмор занял почти 15 часов. За время перелета Амелия столкнулась с большим количеством трудностей — начиная с плохих погодных условий, заканчивая механических проблем с летательным аппаратом. Несмотря на это, девушка успешно приземлилась на пастбище в Северной Ирландии. За свой подвиг пилот получила Золотую медаль Национального географического общества, Отличительный летный крест от Конгресса США и Рыцарский крест Почетного легиона от французского правительства.

Амелия Эрхарт в Северной Ирландии после одиночного трансатлантического перелета
Амелия Эрхарт в Северной Ирландии после одиночного трансатлантического перелета
GettyImages
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Следующим легендарным полетом стало путешествие Амелии через Атлантический и Тихий океаны. В апреле 1935 года девушка в одиночку перелетела из Лос-Анджелеса в Мехико, а уже через месяц после этого — из Мехико в Нью-Йорк. За все время своей летной карьеры Амелия установила семь женских рекордов скорости и дальности полета на различных самолетах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1935 году Эрхарт стала работать в Университет Пердью техническим советником факультета аэронавтики. Несмотря на стабильную, успешную и обеспеченную жизнь, Амелия продолжала мечтать о новых рекордах. Именно тогда она и стала планировать свой последний роковой полет.

Последний полет Амелии Эрхарт и загадочное исчезновение

Специально для своего кругосветного полета Амелия Эрхарт купила самолет Lockheed Electra L-10E и собрала профессиональный экипаж. В него вошли трое высококлассных пилотов: Гарри Мэннинг, Фред Нунан и Пол Манц. Планировалось, что группа взлетит в Окленде, долетит до Гавайских островов, через Тихий океан доберется в Австралию, затем пересечет субконтинент Индии, попадает в Африку, после чего через Флориду вернется в Калифорнию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Амелия Эрхарт, Гарри Мэннинг, Фред Нунан и Пол Манц
Амелия Эрхарт, Гарри Мэннинг, Фред Нунан и Пол Манц
GettyImages

Вылет состоялся 17 марта 1937 года. Несмотря на мелкие неполадки, самолет долетел до Гавайских островов и задержался там для ремонта на аэродроме ВМС США на острове Форд в Перл-Харборе. Во время работ выяснилось, что судно сильно пострадало и для качественного ремонта его необходимо отправить обратно в Калифорнию. В этот момент Амелия Эрхарт пыталась добиться дополнительного финансирования для перелета. Сбор денег и изнурительное ожидание продолжения путешествия повлияли на здоровье женщины.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К тому моменту когда Lockheed Electra L-10E вернули пилотам, из-за изменения погодных условий, было принято решение откорректировать план полета и направить путешественников на восток. Вместе с этим произошли изменения в коллективе: капитан Гарри Мэннинг и Пол Мантц не присоединились к команде из-за разногласий. Продолжать кругосветный полет Эрхарт отправилась вдвоем с Фредом Нунаном. Пилоты вылетели из Окленда, пролетели Центральную и Южную Америки, повернули на восток, в Африку. После — судно пересекло Индийский океан и 29 июня 1937 года приземлилось в Лаэ, Новая Гвинея.

На тот момент большая часть пути, около 35000 километров, было пройдено. Пилотам оставалось преодолеть чуть больше 11000 километров над Тихим океаном
Амелия Эрхарт и Фред Нунан 11 июня 1937 года
Амелия Эрхарт и Фред Нунан 11 июня 1937 года
GettyImages
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В Лаэ Эрхарт заразилась дизентерией и несколько дней боролась с заболеванием. За это время самолет отремонтировали и заправили. Перед своим последним вылетом Эрхарт и Нуан продумали план, который учитывал разные сценарии на случай непредвиденных обстоятельств.

Финальный старт состоялся 2 июля 1937 года в 12:30 по местному времени. Несмотря на хорошую подготовку к перелету, с первыми проблемами экипаж Electra столкнулся уже на первых этапах. Пилоты испытывали трудности с навигацией и, чтобы найти остров Хауленд, на котором планировалась посадка, стали маневрировать по маршруту слежения с севера на юг.

Амелия поддерживала радиосвязь с эсминцем «Итаска», который был размещен в океане для помощи летчикам. В последнем сообщении, которое было передано на корабль с летательного аппарата, сообщалось, что в баках самолета заканчивается топливо. С того момента о пилотах ничего не было слышно.

Как только на эсминце «Итаска» поняли, что связь с пилотами утеряна, было объявлено начало поисков самолета. Несмотря на усилия 66 самолетов и девяти кораблей найти следы Амелии Эрхарт и Фреда Нунана не удалось. Официальные поиски закончились 18 июля 1937 года, 19 числа летчиков признали погибшими.