«Представился Дэном Купером и купил билет»: как неизвестный мужчина совершил угон самолета в 1971 году
С нынешними правилами безопасности в аэропортах представить себе угонщика самолета практически нереально. Однако в еще в 1971 году, как бы абсурдно это не звучало, такие происшествия были вполне обычным явлением. Так, например, с мая 1961 года по конец 1972 года в одних только Штатах было совершено 159 таких преступлений. Однако всех преступников, участвующих в подобном, находили и представляли перед законом, кроме одного. Исключением стал некий Дэн Купер, бесследно пропавший после прыжка с парашютом в ноябре 1971 года.
Бесследный угон самолета: как это было
Мужчина, которого СМИ называют Д.Б. Купером, 24 ноября 1971 года купил за наличные деньги билет в один конец на рейс 305 авиакомпании Northwest Orient Airlines из Портленда в Сиэтл. В то время перед полетами документы ни у кого не проверяли, поэтому мужчине было достаточно представиться «Дэном Купером» для того, чтобы беспрепятственно попасть внутрь воздушного судна.
В начале полета незнакомец вел себя вполне спокойно. Позже — выпил бурбон с содовой, закурил сигареты и передал стюардессе записку с надписью: «У меня есть бомба». Из-за того, что домогательства до стюардесс в то время были не редкостью, работница воздушного судна Флоренс Шаффнер сначала даже не развернула записку, приняв Купера за влюбленного пассажира. Внимание на сверток девушка обратила только после того, как мужчина сказал ей на ухо: «Мисс, вам лучше взглянуть на эту записку. У меня бомба».
Была ли у Купера с собой бомба на самом деле — до сих пор никто не знает. У мужчины действительно был чемоданчик с красными проводами. Однако доказательств того, что это был не муляж — не нашли. Но такого устрашающего элемента оказалось вполне достаточно для того, чтобы запугать членов экипажа. Требования Купера были четкими — он обещал не взрывать самолет за 200 000 долларов в 20-долларовых купюрах и четыре парашюта.
Позже эксперты предположили, что четыре парашюта он попросил не просто так. Так как для одного человека всегда требуется 2 парашюта (основной и запасной), такая просьба помогла создать иллюзию, что мужчина собирается взять с собой человека. А это значит — в него не будут стрелять в воздухе, чтобы с невинным заложником ничего не случилось.
После того, как самолет приземлился в точке назначения, Купер получил свои 200 000 долларов, выпустил заложников (36 пассажиров) и, оставив себе двоих пилотов, бортинженера и стюардессу, велел им поднимать судно обратно в воздух. Купер приказал держать курс в сторону Мехико. Кроме того, важным требованием было — лететь не выше 3 500 метров на скорости менее 200 узлов и отпустить трап самолета. Около 20:00 он, незаметно для экипажа, спустился по лестнице и прыгнул с парашютом в неизвестном направлении.
Попытки найти угонщика
По свежим следам угона ФБР немедленно создали портреты подозреваемого. В материалах бюро Купер был описан как: «белый мужчина, рост 180 сантиметров, вес 75-80 килограммов, возраст — около сорока лет, оливковый цвет лица, карие глаза, черные волосы, обычная стрижка, пробор слева».
Главными уликами в деле стали зажим для галстука и восемь окурков, которые Купер оставил после себя. Началось расследование и бесконечные допросы. За первые пять лет следствия было опрошено более 800 подозреваемых. Однако поиски стояли на мертвой точке — несмотря на длительный срок, большое число свидетелей и привлеченных к делу сотрудников, Купера не могли найти ни живым, ни мертвым.
Самая распространенная версия гласит, что неизвестный угонщик просто напросто не выжил. Объясняется она вполне логично. В момент, когда мужчина прыгал из самолета, на улице был штормовой ветер скоростью 200 миль в час. При таких погодных условиях Купер мог не успеть раскрыть парашют или не справиться с его управлением. Кроме того, ночью на пересеченной лесистой местности мужчина в неподходящей для прыжков одежде с большой вероятностью мог очень жестко приземлиться.
На протяжении всего полета сотрудники правоохранительных органов следили за захваченным самолетом, однако момента, когда из летательного аппарата выпрыгнул мужчина, они не заметили. Некоторые любители, следившие за событиями, предполагают, что Купер выпрыгнул из самолета, когда судно находилось в «западной траектории полета», вместо той траектории, за которой наблюдало ФБР.
Что удалось обнаружить ФБР
То немногое, что смогли найти после пропавшего угонщика, — это разложившиеся 20-долларовые купюры на берегу реки Колумбия. Их обнаружила семья во время похода. Серийные номера на купюрах позволили сотрудникам ФБР связать деньги с делом Купера. Однако было несовпадение — место находки располагалось в нескольких милях от предполагаемого места прыжка Купера. Район, в котором были обнаружены деньги, «прочесали» от и до, но никаких других улик найти не получилось.
Среди подозреваемых по делу об угоне проходило множество человек. Самыми «близкими» были: Роберт Рэкстроу, военный ветеран с парашютной подготовкой, регулярно нарушавший закон; Ричард Флойд Маккой-младший, который угнал Boeing 727 в 1972 году; Линн Дойл Купер — дядя девушки по имени Мария Купер (именно она сообщила полиции о своем родственнике); Кеннет Кристиансен, военный десантник, работавший в компании Northwest Orient Airlines; Уильям Дж. Смит, десантник-банкрот.
На каждого из этих мужчин были вполне серьезные улики. Однако подтвердить причастность хотя бы одного из них так и не получилось. Дело по поиску загадочного угонщика закрыли только спустя 45 лет после преступления, в 2016 году. По сей день любители продолжают вести независимое расследование и надеются однажды разгадать загадку Дэна Купера.