«Место авиакатастрофы напоминало кадр из фильма»: трагедия 1997 года в Иркутске

Зимним субботним днем 6 декабря 1997 года воспитанники детского дома на Гражданской улице готовились к Новому году, а жившие по соседству в доме номер 45 иркутяне занимались обычными хозяйскими делами. Жизнь 72 человек разрушилась в 14:42, когда на четырехэтажный дом в восточной части Ленинского района Иркутска упал сверхтяжелый военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан».
«Место авиакатастрофы напоминало кадр из фильма»: трагедия 1997 года в Иркутске
Борис Слепнев, Courtesy Photo
Жертвами авиакатастрофы стали 72 человека, 14 из которых — дети

В тот роковой день самолет Ан-124 «Руслан» 1985 года сборки вылетел с аэродрома Иркутского авиазавода. На борту воздушного судна находилось еще два самолета Су-27УБК, которые «Руслан» должен был доставить во Вьетнам на отечественную военную базу. Кроме Су-27УБК на борту, кончено, находились люди — 9 членов экипажа и 14 пассажиров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Момент крушения «Руслана»: как это было

При подготовке ко взлету ничего не предвещало беды. Погодные условия были вполне благоприятными: привычный для Сибири мороз -20 градусов, штиль и видимость в 3 тысячи метров. Как и положено, экипаж вырулил «Руслан» на взлетно-посадочную полосу для разгона и объявил о начале рейса.

Самолет начал набирать высоту, однако уже через 3 секунды после того, как колеса оторвались от земли, все пошло не по плану. На высоте в 5 метров произошел помпаж двигателя №3 (нарушение газодинамической устойчивости его работы). После этого устройство полностью отключилось. Еще через 6 секунд, когда судно находилось на высоте 22 метров, отказал второй двигатель, а на высоте в 66 метров — первый. В рабочем состоянии остался только один двигатель «Руслана», однако удержать на нем многотонное судно было невозможно, поэтому Ан-124 начал планировать и снижаться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 14:42 два огромное воздушное судно рухнуло на жилой дом №45 на улице Гражданская. Крыло «Руслана» задело расположенную рядом двухэтажную деревянную жилую постройку, а хвост — стену пятиэтажного жилого дома №120 на улице Мира. Обломки судна попали на здание иркутского детского дома №1.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Место крушения Ан-124
Борис Слепнев, Courtesy Photo

В первые минуты жители близлежащих домов подумали, что в регионе началось сильное землетрясение. Люди в панике выбегали на улицу в легкой домашней одежде на 20-градусный мороз, не понимая, что происходит. Увидев происходящее, им было сложно поверить своим глазам, выжившие местные жители рассказывали, что место катастрофы напоминало кадр из фильма со спецэффектами, но никак не реальную жизнь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После крушения «Руслана» начался сильный пожар. Самолет провел в воздухе всего несколько секунд, а его баки были полностью заправлены, поэтому на здания вылилось около ста тонн топлива. Площадь горения составляла примерно 11 тысяч квадратных метров — территорию, на которой полыхал огонь, немедленно оцепили. Потушить пламя сотрудники служб спасения не могли на протяжении нескольких часов. Из-за сильного жара стоять к пламени человек мог только на расстоянии не ближе 70-80 метров.

Ликвидация последствий авиакатастрофы

В экстренном порядке на месте катастрофы был организован специальный штаб. Там работали медики и волонтеры, помогающие участникам ликвидации и местным жителям. Ночью на место трагедии из Москвы прилетели премьер-министр Виктор Черномырдин и министр по ЧС Сергей Шойгу. Потушить пламя удалось только к утру следующего дня — тогда же и начались работы по извлечению тел погибших.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ликвидация последствий авиакатастрофы
Борис Слепнев, Courtesy Photo
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Спасти людей, находившийся в доме, который принял на себя основной удар, было невозможно. Остаться в живых удалось только некоторым жильцам из квартир, окна которых выходили во двор. Кроме того, нескольким людям, чьи квартиры находились рядом с подъездами, удалось выбраться на балкон и просидеть там до прибытия спасателей. В расположенный рядом детский дом попало огромное количество топлива, больше всего пострадали дети из пятой группы — в окно их помещения влетела волна огня. Всего от последствий авиакатастрофы погибло 14 детей, многие их воспитанников детского дома получили серьезные увечья и абсолютно все без исключения — серьезные психологические травмы от пережитого.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На следующие сутки, 7 декабря, в город прилетела группа подрывников из Москвы для того, чтобы уронить хвост самолета на землю, однако 10 числа такое решение было отменено из соображений безопасности. Все остатки разрушенного воздушного судна удалось ликвидировать только к вечеру 8 декабря обычными способами.

По официальным данным, в результате катастрофы погибло 72 человека, а спасенными считаются 44 иркутянина. Для тушения пожара было задействовано 497 сотрудников личного состава ГПС и 32 единицы пожарной техники. На тушение огня было подано 5,2 тысячи кубометров воды и 7 тонн пенообразователя.

Эвакуация людей на месте авиакатастрофы
Борис Слепнев, Courtesy Photo
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Расследование иркутской трагедии

Для того, чтобы расследовать причины трагедии, собрали специальную комиссию. Однако прийти к внятным выводам у нее не получилось — записи переговоров экипажа сильно пострадали при пожаре и не сохранились. Причины отказа двигателей выяснить так и не удалось. Некоторые из членов комиссии были уверены, что в произошедшем виноваты некорректное устройство и сборка двигателей Д‑18Т, — именно эта и версия была принята официальной. Однако эксперты с предприятия «Мотор Сич» высказали противоположную точку зрения — якобы к остановке трех из четырех двигателей привели не дефекты, а смешение «летнего» и «зимнего» топлива.

Министр Российской Федерации по ЧС Сергей Шойгу на месте трагедии
Министр Российской Федерации по ЧС Сергей Шойгу на месте трагедии
Борис Слепнев, Courtesy Photo
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Споры и частные расследования того, что именно стало причиной крушения, ведутся до сих пор. В одном все стороны согласны полностью — вины членов экипажа в произошедшем нет, летчики действовали по ситуации и не совершали ошибок, которые могли бы привести к катастрофе.

Компенсации пострадавшим и вечная память о страшном дне

Большая часть погибших людей работала на том самом, находившемся поблизости Иркутском авиазаводе. Семьям, потерявших кормильцев, полагалась материальная выплата в 20 минимальных зарплат. Несовершеннолетним и инвалидам выплатили по 17 миллионов рублей. Кроме того, каждому из пострадавших выплатить компенсацию материального ущерба в сумме до 50 миллионов рублей на человека. Через год, в 1998, деньги выплатили тем, кто потерял в катастрофе своих родственников. Около 70 семей остались без крова и были расселены в новые квартиры.

В 1999 году неподалеку от места трагедии на улице Мира был построен храм Рождества Христова. Первая служба там была посвящена памяти погибших. До сих пор каждый год 6 декабря в храме проходят митинги и литургии как дань памяти пострадавшим от трагедии.