«Теща, бобка, грызь» и еще 12 необычных слов из жаргона машинистов паровозов
Об этих терминах мы знаем благодаря Алексею Вульфову, председателю Общества любителей железных дорог, поднявшему исторические документы и составившему этот экзотический словарик.
Бобка
В наши дни это устройство называется «башмак» – клин, который подкладывают под колеса на стоянке. В паровозные времена башмак держал при собе хвостовой кондуктор – кондуктор последнего вагона. Причем, как правило, башмак волокли за собой по земле на веревке, потому что руки кондуктора были заняты фонарями – ни дать ни взять собачник (кстати, кондуктора часто так и звали). Оттого и «бобка» – собачка.
Здесь Techinsider объяснял, почему кондуктор – это не то же самое, что проводник.
Дышло
Исходно это слово пришло из гужевой терминологии и означало тягу, соединяющую лошадь с телегой. На железной дороге то же слово означает рычаг, соединяющий цилиндры паровой машины и колеса – визуальное сходство налицо.
Жеребенок
Рядом с массивным дышлом крутится рычаг поменьше – кулисная тяга, задача которой синхронизировать открытие клапанов паровой машины с вращением колес. Бывшие конюхи, машинисты сравнили кулису с жеребенком, крутящимся около дышла мамки-кобылы.
Грызь
Грызью паровоз смазывали – это слово произошло от английского grease («жир»). По словам историков, термин этот пришел уже в 1930-х годах, когда появились мощные паровозы, такие как ФД.
Красноголовый
Начальники и дежурные по станции в Российской империи носили фуражки с красной тульей, за что и получили такое прозвище от подчиненных.
Медведь
«Пустить медведя» значило выпустить густой клуб дыма.
Могила
Хуже нет, чем плохой уголь, который отказывается гореть. «Могила», – презрительно отзывались машинисты и кочегары о таком топливе.
Мыши
Бывало, что уголь не настолько плох, чтобы совсем не гореть, но образует много шлака, из-за чего по его поверхности начинают бегать синие огоньки — «мыши».
Помогала
Возможно, вы сами догадаетесь – ну конечно, это помощник машиниста. Самого машиниста, кстати, в позапрошлом веке называли «механиком». На английских железных дорогах до сих пор есть должность «главного механика» – топ-менеджера, отвечающего за весь подвижной состав и прочую технику.
Пупок
Если рельсовый путь проходит по холмам, взобраться на пупок означало подняться на верхнюю точку. На спуске нужно было следить, чтобы поезд не разгонялся чрезмерно.
Скотник
Нет, речь не идет о крестьянине, перевозящем скот железной дорогой. Так называется ковш под передком паровоза, который в Штатах называли «скотосбрасывателем» (cowcatcher), а в России наших дней называется метельником.
Здесь Techinsider больше рассказывал о том, зачем нужно это устройство. Спойлер: не для того, чтобы сбрасывать скот с путей.
Столыпин
В 1906 г. в России с подачи премьер-министра Петра Столыпина началась масштабная аграрная реформа. Отныне крестьяне могли получить свою землю без выкупных платежей. Так получилось, что ее начало совпало с постройкой Транссибирской магистрали и началом большого освоения Сибири.
Здесь Techinsider рассказывал о том, какую роль это переселение сыграло в истории России.
Специально под переселение крестьян были созданы простенькие вагоны, получившие название «столыпин».
Теща
На хвостовом вагоне поезда вешают красный кругляш – его-то и назвали «тещей». Видимо, голодным железнодорожникам он напоминал «тещины блины».
Упряжь
И снова лошадиные аналогии. «Упряжью» паровозники называли примитивную винтовую сцепку, что соединяла вагоны и локомотив до появления современных спецных устройств.
Шарманка
Так называли сундучок машиниста, который традиционно делали из металла.