История первого героя СССР: за что Анатолий Ляпидевский удостоился высшей награды
Высшая степень отличия СССР впервые была установлена Постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года, тогда Герои Советского Союза получали просто звание, национальное уважение и любовь, а также ордена Ленина. Лишь спустя пять лет Указом Президиума Верховного Совета СССР был учрежден дополнительный знак отличия — медаль «Золотая Звезда», которую стали торжественно вручать всем Героям за особые заслуги перед государством и народом .
С этих слов первый Герой Советского Союза начал свои мемуары. Поверить им, мы, конечно, можем, но ведь люди всегда склонны к самокритике, поэтому лучше сформируем собственное мнение из рассказа.
Первый Герой СССР: биография
Анатолий Ляпидевский родился в небольшом селе в Краснодарском крае в многодетной семье священника — у него было семь сестер. В церкви, по словам Анатолия, отец работал скверно — бузил, частенько выпивал. Затем началась война, которая наложила отпечаток на жизни всех, в том числе и детей: по вечерам они играли в «войнушку», днем учились в школе, а в свободное время работали, чтобы хоть какую-то копеечку принести в дом. Так, маленький Толя успел поработать подручным в кузнице, учеником слесаря, мотористом, помощником шофера на маслобойном заводе.
В тот период около Ейска была организована авиабаза красных. Вот тогда Ляпидевский понял, что тоже хочет летать: «Мы, мальчишки, часто пешком отправлялись туда. Моторы, бензин, самолет зажгли мою душу. Я бегал за летчиками по пятам». Но спустя время авиабазу перенесли в другой город, вместо летчиков в станицу пришел отряд красноармейцев-матросов. Тогда Анатолий понял, что стать моряком — тоже вполне неплохая идея.
Окончив школу, будущий Герой СССР отправился в комсомольскую организацию маслобойного завода с просьбой дать ему направление на флот. Но в этом ему отказали, зато сделали встречное предложение: а в летчики пойдешь? Пойдет, конечно! И вот Ляпидевский по путевке отправился в Ленинград, где стал курсантом Военно-теоретической школы ВВС.
Всего за восемь месяцев новоиспеченный летчик прошел обучение в Ленинграде, после чего отправился учиться в Севастопольскую школу морских летчиков, где и познакомился с будущим коллегой по спасательной операции «Челюскина» Сигизмундом Леваневским — он был его учителем. Через некоторое время Анатолия перевели в только что открывшееся в Ейске летное училище, где теперь он занимается обучением курсантов.
А в 1933 году Ляпидевский решил перейти в полярную авиацию, поскольку в те годы освоению Крайнего Севера уделялось особое внимание.
Гибель парохода «Челюскин»
13 февраля 1934 года радисты всего мира принимают тревожное сообщение: «"Челюскин" раздавлен. 100 человек высадились на лед». Пароход направлялся из Ленинграда в плавание сначала к берегам Мурманска, а затем до Владивостока с целью доказать, что по Северному морскому пути можно доставлять грузы. За несколько месяцев экспедиции все ее участники уже успели привыкнуть к дикому морозу, обжигающе ледяному ветру полярной ночи. Но в тот день случилось то, чего никто не мог ожидать: 104 человека, включая 10 женщин и двух маленьких детей, были вынуждены высадиться на льдину и ждать помощи — «Челюскин» оказался раздавлен льдами. Лед сначала пропорол левый борт парохода, из-за этого лопнули трубы паропровода. Через два часа судно оказалось под водой.
Сию же секунду отправиться на спасение заточенных на льдине людей было невозможно: началась сильнейшая пурга, из-за которой, как писал Ляпидевский, «чукчи глубоко зарылись в свои пологи и шкуры. Даже на собаках ехать нельзя — не то, что лететь. Так до 18-20-го числа».
18 февраля, наконец, небо стало ясным. Термометр показывал 19 градусов мороза. Участниками спасательной операции было решено назначить опытных летчиков: Василия Молокова, Маврикия Слепнева, Михаила Водопьянова, Ивана Доронина, а также парочку молодых ребят — Анатолия Ляпидевского и Николая Каманина. Они совершили 29 «холостых» полетов, прежде чем смогли наткнуться на лагерь, который разбили пассажиры «Челюскина» на одной из льдин посреди Чукотского моря.
С 5 марта по 13 апреля 1934 года летчики вывозили из лагеря на льдине всех челюскинцев, за что и получили звания Героев Советского Союза — первыми в истории.
Отдельного постановления на каждого из них не было. Но в списке Героев он значил первым — возможно потому, что именно он первым эвакуировал со льдины всех женщин и детей.
Дальнейшая карьера Анатолия Ляпидевского
С 1935 по 1939 годы уже Герой Советского Союза учился в Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского. Уже на выпускном курсе он принял решение оставить штурвал и заняться самолетостроением. Стал работать в руководстве Центрального аэрогидродинамического института СССР, затем был назначен директором крупного авиазавода. В годы Великой Отечественной войны Ляпидевский служил на Карельском фронте начальником полевого ремонта 7-й воздушной армии. А в конце 1940-х он уже занял кресло замминистра авиапромышленности СССР. В общем, в карьере до поры до времени все у него складывалось отлично.
Переломным моментом в жизни добродушного и улыбчивого Анатолия Ляпидевского стала пятнадцатая годовщина присвоения ему высокого звания заставила мужчину на несколько месяцев отстраниться от всего мира. Накануне этой знаменательный даты журналисты окружили летчика с просьбами надеть парадную форму со всеми наградами и сделать несколько снимков, одну из которых вскоре поместили в журнале «Огонек». После этого Ляпидевскому поступает звонок от министра авиапрома СССР Михаила Хруничева. Он заявил, что приказом вышестоящих инстанций летчик был снят с должности. По какой причине — точно неизвестно, но бытует мнение, что снимок из журнала увидел Сталин, на что тот распорядился «приземлить героя» — мол слишком много почестей ему было дано за последние несколько лет.
Два месяца летчик не отвечал на звонки, полностью погрузился в себя и редко выходил на улицу. А затем собрался и решил полностью сменить свой род деятельности: до 1962 года он трудился в оборонной сфере, а после, уйдя в отставку по состоянию здоровья в чине генерал-майора ВВС, до конца своей жизни работал ведущим конструктором на фирме Артема Микояна.
Личная жизнь
Со своей женой Ириной Анатолий Ляпидевский познакомился еще до того, как отправился на крайний север. В 1932 году у него родилась дочь Александра, в 1937 — сын Роберт. В 2008 году Роберт Анатольевич дал большое интервью журналистам, в котором он раскрыл своего отца с той стороны, с которой его видела только семья:
В семье он видел отдушину, но посвятить ей всего себя он не мог — Анатолию просто необходимо было где-то работать, ему всегда хотелось туда, где интересно и невероятно сложно. Это желание его и сгубило.
Какое-от время Ляпидевский проработал в Министерстве среднего машиностроения в КБ, которое занималось разработкой и производством устройств, предназначенных для испытания водородного оружия. Тогда он получил дозу радиации, а вскоре врачи диагностировали у него лейкемию.
В начале 1983 года на похоронах своего товарища по спасательной операции челюскинцев Василия Молокова, Анатолий Ляпидевский простудился. Для человека с лейкемией даже небольшой насморк может оказаться смертельно опасным. И вот, организм знаменитого летчика не смог долго сопротивляться инфекции. 29 апреля 1983 года он ушел из жизни последним из «великолепной семерки» первых Героев СССР.