О том, каким был дорожный сервис в позапрошлом веке, мы знаем благодаря Дмитрию Иванову, историку Европейского университета в Санкт-Петербурге, перелопатившему кучу исторических документов и собравшему коллекцию записей из жалобных книг того времени. Почитайте оригинальный материал – он очень интересен и дает много пищи для обдумывания.
Тараканы в закуске и слабый паровоз: на что жаловались пассажиры в России в 19 веке

Антисанитария
«В буфете I и II кл. по закускам ползают тараканы», – жалуется отставной инженер-полковник Соловцов, решивший перекусить на станции Батум 21 октября 1893 г.
В собранном списке всего одна история про антисанитарию. Не торопитесь делать вывод, что в те времена за чистотой следили – скорее, дело в том, что люди того времени были невероятно равнодушны к вопросам санитарии. Вспомним хотя бы, что Петр Чайковский умер от холеры, которую подцепил с пирожками в трактире.

Багаж
Жалобы на проблемы с багажом тоже попадаются нечасто.
«Мною была сдана в багаж... собака лягавая английской породы сетер, весьма ценная, которая вследствие неисправности дверец в отделении для собак... ушла и пропала», – это заявление помощника надзирателя акцизных сборов Мисевича, сделанное в Варшаве в 1878 году (напомню, Польша в тот период истории была частью Российской империи).
Дискомфорт
Нехватка удобства обеспеченных пассажиров тяготила больше. В 1913 году офицерская вдова Любовь Головина писала, что «нашла свой вагон в ужасном состоянии», выразившемся в том, что на полу в купе не было ковра, а все освещение состояло из одной «едва мерцающей свечи». Что хуже, вагон состоял наполовину из купе 1 и 2 классов, от которых первый класс был «полон дыма и вони».
Четырьмя годами той же теме посвящена коллективная жалоба пассажиров Рязанской железной дороги.

Национальный вопрос
Авторы сразу несколько жалоб в списке негодуют по поводу смешения пассажиров разных национальностей и культур.
«Штаб Туркестанского военного Округа... вошел с ходатайством относительно ограждения офицеров и их семейств, при проезде по железным дорогам... от туземного населения Туркестана», гласит следующее ходатайство. Заметьте, речь идет не о кочевниках, а о богатых туркменах, которые могут позволить себе ехать первым классом. Однако офицеров покоробила их неопрятность и «специфический запах прогорклого бараньего сала», который «действует на брезгливое чувство интеллигентного европейца крайне тяжело».
Студенту Московского университета Ромзскому не понравилось соседство «персиан», а еще несколько жалоб выражают недовольство присутствием евреев.

Нехватка мест
«Имею честь довести до сведения Вашего Превосходительства о том невыносимом неудобстве, которое терпят обитатели Москвы при сообщении с Крымом и вообще Югом России. Оба поезда, снабженные плацкартами, единственно удобные, не имеют вагонов, идущих от Москвы, и на них не продают заблаговременно билетов, – трудно поверить, но это пишет профессор Императорского Московского университета Григорий Кожевников в 1911 году. – Москвичи довольствуются тем, что останется от Петербурга, так что никогда нельзя быть уверенным, что получишь место».
Произвол служащих
Именно на служащих путешественники жалуются чаще всего.
Пассажиры третьего класса – на кондукторов, которые требуют взятку просто за то, чтобы их допустили в вагон.
Врач – за то, что служитель станции не позволил ей в сильный дождь пройти сквозь здание вокзала к уборной, заставив обойти его кругом под открытым небом.
Купцы – за то, что официант в буфете выгнал их, решив, что они зря занимают место, несмотря на то, что получил от них чаевые.
Чиновник – на то, что в буфете не предупредили его об отправлении поезда, лишь бы он провел у них больше времени и успел заказать больше.

Расписание
Наконец, все сословия жалуются на проблемы с расписанием, но всех оно волнует по разным причинам.
«Еду с так называемым скорым поездом, ползем с изумительной скоростию – двадцать девять верст в час (около 30 км/ч), ухитрились уже до Александровска опоздать на 2 часа 20 минут. Говорят, причиной ветер, бедный паровоз слаб», – это жалоба великого князя Александра Михайловича, поданная в том же Александровске в 1910-м.

«Почему вы меняете расписание Поездов это главное ошипка являеца от вас это зависит. вся Рассия Вас ругает заточто меняете время поездов», – негодует крестьянин Коршин (оригинальная орфография сохранена – Techinsider). Волнует его, как ни удивительно, польза государства: «Вы понимаете сколько делаете правительству убытков Менять в года 2 раза что это – стоит наверно 500,000 руб. или более».
Рельсовая техника за это время изменилась до неузнаваемости. А вот люди... впрочем, решайте сами, поменялись мы или нет.