Гранаты из хлеба, заложники и штурм: как проходила самая знаменитая попытка побега из «Крестов»
Юрий Перепелкин, ранее уже бежавший из колонии-поселения, приехал в питерские «Кресты» летом 1991 года за убийство. Дожидаться решения суда Юрия посадили в общую камеру №945 — там он нашел себе подельников для планируемого побега. На прогулках мужчина изучал устройство тюрьмы, общался с охранниками, чтобы втереться к ним в доверие и изучал график дежурств надзирателей.
Подготовка к побегу
С первых дней пребывания в «Крестах» Перепелкин решил, что оставаться надолго в легендарной тюрьме он не хочет. В камере вместе с ним сидели еще 24 человека со схожими обвинениями, поэтому найти себе товарищей по побегу было несложно. При этом сам беглец не считает себя прирожденным организатором, он рассказывал, что главарем побега стал по стечению обстоятельств.
Первым в так называемую банду вошел 20-летний Владислав Зеленов. Парень знал, что за убийство криминального авторитета в тюрьме его ждет расправа, поэтому был полностью готов на побег. Следующим сообщником стал 25-летний юрий Шапранов — уверенный в себе разбойник с лидерскими качествами. После к товарищам присоединились еще несколько сокамерников: Никита Федоров, Валерий Королев, Николай Зиновьев и Валерий Уткин.
Во время подготовки побега Валерий Королев сделал лестницу из простыней и духовое ружье. С помощью последнего мужчина измерил расстояние от прогулочного дворика до стены тюрьмы с колючей проволокой и проверил, находится ли она под напряжением. Ответственность за взятие заложников легла на плечи квартирного вора Никиты Федорова. Шапранов и Перепелкин смастерили заточки. Но главной их «поделкой» были реалистичные муляжи гранат из хлебного мякиша, окрашенного в зеленый цвет. Однако, как утверждал после событий сам Юрий Перепелкин, у бандитов также было с собой и реальное оружие.
День X: 23 февраля 1992 года
Назначенным днем побега было 23 февраля 1992 года. В половину 11 утра бандитов вывели на прогулку. В конце колонны шли Федоров и Уткин — их задачей был запугать идущего за ними кинолога. Однако делать этого не пришлось, мужчина вовремя свернул в служебную комнату.
Охранника на смотровой вышке не оказалось, а это означало только одно — побег пора начинать. Арестанты напали на конвоира, отобрали у него ключи и побежали на крышу. Там они планировали выбраться перелезть через стену в город. Сначала все шло как по маслу, однако преступников ждала неприятная неожиданность — как оказалось, кроме внешнего замка существует и внутренний, к которому не подходили добытые ключи. Пока мужчины возились с запертой дверью, их заметил сотрудник «Крестов», который немедленно доложил в оперативную часть о попытке побега.
Однако мы уже говорили, что Перепелкин продумал несколько вариантов побега, поэтому на случай неудачи у банды был план «Б» — к нему преступники и перешли, взяв в заложники сотрудников тюрьмы Александра Яремского и Валентину Авакумову. В момент, пока с пострадавшими расправлялись Шапранов и Зеленов, Уткин и Королев пытались напугать спецназовцев хлебной гранатой. Однако сотрудники не повелись на манипуляцию арестантов.
Преступники обещали отпустить живыми заложников, если администрация тюрьмы за час выполнит их условия. Арестанты требовали оружие, машину до Пулково и самолет для вылета из страны.
Штурм СИЗО и последствия побега
Во время накала страстей руководитель банды, Юрий Перепелкин, скрывался в глубине корпуса. С начальником управления тюрьмами Александром Кулаковом общался Шапранов. В переговорах он делал акцент на то, что терять уголовникам нечего, поэтому они вполне решительно настроены пойти на крайние меры для побега.
В этот же момент в дворе «Крестов» был организован оперативный штаб. У членов группы не сходились позиции с руководством МВД. Первые хотели сломать арестантов психологически, вторые же — настаивали на штурме.
Действовать начали через несколько часов безрезультатных переговоров. Задачей №1 было — ликвидировать Федорова, который держал заложников, а после всех, кто попадется под руку, кроме Перепелкина. Главаря банды было приказано оставить живым.
Штурм проходил не так, как задумывалось — к банде Перепелкина подключились другие заключенные «Крестов», которые стали помогать беглецам, подавая им знаки о перемещениях сотрудников милиции. Чтобы перебить их голоса, к зданию подогнали пожарную машину. Требуя убрать ее, Перепелкин высунул в окно заложника Яремского и несколько раз ранил его заточкой.
В 14:12 снайпер совершил первый выстрел. После него группам захвата удалось проникнуть в корпус только спустя 10 минут. В результате преступники были обезврежены, Авакумова смогла спастись, а Яремский погиб от 20 ранений, которые нанес ему главарь беглецов.
Что касается дальнейшей судьбы преступников, — кроме тюрбмы их ничего не ждало. Трое из семи человек погибли во время штурма, Королеву назначили 15 лет лишения свободы, Зиновьеву — 13, а Уткин «отделался» всего 6-ю. Хуже всех пришлось Юрию Перепелкину — сначала мужчине назначили смертную казнь, а затем заменили наказание на пожизненное заключение в ИК-1 «Мордовская зона» из-за принятого в стране моратория.