Ребенок за штурвалом: страшная катастрофа Airbus A310 авиакомпании «Аэрофлот», которая унесла жизни 75 человек

В ночь с 22 на 23 марта 1994 года жители Междуреченска проснулись от взрыва. В это же время с радаров новокузнецкого аэропорта исчез борт Airbus A310-308 авиакомпании «Аэрофлот», выполнявший плановый международный рейс SU593 по маршруту Москва-Гонконг. Диспетчеры в недоумении: самолетом управлял опытный экипаж, не поступало никаких сообщений о неисправностях и сигналов бедствия... Нет, эта катастрофа не вошла в топ самых загадочных катастроф. Зато заняла первое место в рейтинге «самых нелепых».
Ребенок за штурвалом: страшная катастрофа Airbus A310 авиакомпании «Аэрофлот», которая унесла жизни 75 человек
Wikipedia
Содержание статьи

В воздухе стоял стойкий запах керосина. Керосин выжег и залил все вокруг. Снег напоминал твердый наст, по которому можно было ходить, не проваливаясь. А по белоснежному снегу были разбросаны фрагменты тел — руки, ноги, головы — обескровленные и абсолютно седые. Многие пассажиры так и остались сидеть, привязанные ремнями к своим креслам. На борту самолета находились 75 человек, и все они погибли...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
авиакатастрофы
Wikipedia

Тут спасатели нашли тело подростка в кабине пилотов, где ему не место. Может, его забросило туда в момент катастрофы? Что же вообще произошло на борту в ту ночь: взрыв, теракт, разгерметизация, а может, столкновение с НЛО? Да, даже такая версия рассматривалась. Но правду пролила расшифровка записей речевого самописца. Дальнейшие переговоры не оставили сомнений: за штурвалом самолета находился ребенок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Глинка»

крушение самолета
Istock
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

22 марта 1994 года 75 человек поднялись на борт A310 с именем «Глинка» (у «Аэрофлота» есть традиция называть самолеты именами выдающихся личностей). Экипаж состоял из 12 человек: стюардов, командира Андрея Данилова, сменного командира Ярослава Кудринского и второго пилота Игоря Пискарева. Все они — опытные летчики, которые начинали свою карьеру на советских самолетах (Ту-134, Як-40, Ил-76), а потом пересели на Airbus.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Капитан Кудринский тогда решил свозить детей на четыре дня в Гонконг. Для подростков это было первое заграничное путешествие.

«Садись в мое кресло!»

авиакатастрофы
Istock

Незаметно прошли три с половиной часа полета. Андрей Данилов вывел лайнер из загруженной московской воздушной зоны, передал управление Ярославу Кудринскому и ушел отдыхать в салон. Когда Airbus А310 оставил позади Новосибирск, капитан Кудринский предложил детям посидеть в кресле пилота, что является грубейшим нарушением техники безопасности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первой поуправлять лайнером с 75 людьми на борту отец предложил 13-летней дочери. Девочка чувствовала себя неуверенной, но отец то и дело подбадривал ее: «Держись за штурвал, держись». Чтобы не расстраивать отца, Яна положила руки на штурвал и просто его держала.

Но дальше Яну сменяет Эльдар. В отличие от сестры, он берет в руки штурвал с нескрываемым интересом и тут же спрашивает у отца, можно ли его повернуть, покрутить. Не дождавшись разрешения отца, Эльдар пытается повернуть штурвал влево, наклоняет чуть вправо, наслаждаясь ролью пилота. В какой-то момент подросток качнул штурвал сильнее, чем обычно, и автопилот, приняв это за команду пилота, отключился.

Что отличает Airbus A310 от других самолетов? Частичное отключение автопилота происходит незаметно: просто гаснет лампочка, без звуковой сигнализации.

Теперь самолетом управлял не автопилот, а летчик — вернее, Эльдар. Но ни он, ни его отец пока об этом не знают...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Жизнь 75 людей в руках ребенка

Самолет начал медленно крениться на правый бок.

Первым неладное заметил Эльдар: он увидел, что на приборе линия горизонта сильно поднимается вправо. Крен увеличивался с каждой секундой, и пока пилоты пытались понять, в чем дело, достиг 45 градусов — это больше предельно допустимых значений для А310.

Заметив перегрузку, экипаж начал срочно исправлять ситуацию. Второй пилот Игорь Пискарев попытался взять на себя управление и вручную вывести лайнер из опасного положения. Но из-за того, что его кресло было отодвинуто назад до упора, и из-за роста в 160 сантиметров летчик никак не мог дотянуться до всех органов управления. А подвинуть кресло нельзя было из-за перегрузок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кудринский-старший был прикован центробежной силой к боковой панели и никак не мог добраться до кресла пилота.

Istock

Аэробус продолжает идти по дуге на скорости 650 км/час с сильным креном. Но тут Пискареву каким-то чудом удается дотянуться до штурвала и захватить его одной рукой. Летчик с силой поворачивает штурвальную колонку до отказа влево, но самолет не отзывается на его команды. Он движется по крутой спирали, теряя высоту. Единственный, кто держит штурвал, — это 15-летний Эльдар. Летчикам остается только одно: попытаться объяснить ребенку, который находился в сильном стрессе, что делать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

КВС: Держи! Держи штурвал, держи!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

2-й пилот: Скорость!

2-й пилот: В обратную сторону! В обратную! Обратно!

КВС: Влево крути! Влево! Вправо! Влево!

Эльдар: Вправо?

Эльдар не понимает жаргона пилотов. Команду «Держи штурвал!», мальчик принимает за приказ удерживать его в крайнем правом положении, в то время как пилоты имели в виду выравнивание самолета.

Из-за угла крена более 80 градусов элероны потеряли эффективность и уже не могли вернуть самолет в эксплуатационный режим полета. A310 из-за нехватки подъемной силы входит в глубокое пике и несется к земле со скоростью 200 метров в секунду! На несколько секунд перегрузка, вызванная центробежной силой, сменяется почти полной невесомостью.

В какой-то момент Пискареву удается рвануть штурвал на себя. И лайнер свечкой уходит в небо. Снова перегрузка, на этот раз четырехкратная. Из-за того, что самолет слишком круто летит вверх, мощности двигателей начинает не хватать. Лайнер словно зависает в воздухе. Этим моментом пользуется Ярослав Кудринский — ему удается занять место пилота... Но было уже поздно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лайнер врезался в склон сопки на высоте 400 метров с убранными шасси, работающими двигателями и большой вертикальной скоростью.

авиакатастрофы
Istock

Можно ли было спасти самолет?

Чтобы ответить на этот вопрос, эксперты смоделировали катастрофу на симуляторе, и оказалось, что виноват не только подросток, но и сами пилоты, которым не хватило квалификации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все, что им нужно было сделать, — отпустить штурвал, и тогда самолет не взмыл бы вертикально в небо.

А310 имеет встроенный механизм самосохранения, который не даст ему упасть даже на очень маленькой скорости.

Но, видимо, пилоты этого не знали. Если бы оба пилота так и не смогли дотянуться до штурвалов, автоматическая система управления самостоятельно восстановила бы безопасный полет.

авиакатастрофа
фото из открытых источников
Авиакомпания «Аэрофлот» в знак уважения к пассажирам и экипажу сменила номер рейса Москва-Гонконг с SU593 на SU212. И теперь его выполняет Airbus A330-300. И ни один самолет «Аэрофлота» больше не назывался в честь композитора Михаила Ивановича Глинки.